Лампада № 125

Воскресенье, 17 декабря — неделя 28-я по Пятидесятнице.

Вмц. Варвары и мц. Иулиании (306). Прп. Иоанна Дамаскина (780)

Святая Варвара, дочь Диоскора, из Илиополя Финикийского, познакомившись с христианами и узнав от них истинного Бога, приняла Крещение, за что и была обезглавлена своим родным отцом после страшных мучений в царствование Максимиана в 306г. С ней же пострадала вместе св.мученица Иулиания.

Св.Варвара познала истинного Бога через рассматривание внешней природы. «Кто сотворил все, что мы видим в мире? – вопрошала она себя. – Могли ли бездушные идолы, творение рук человеческих, создать мир и человека самого?» И, так размышляя, она дошла до мысли, что Творцом вселенной может быть только Един Бог.

Тот мир, что виден был ей с башни,

как книгу, Бог открыл пред ней,

И сладок стал ей плен домашний

и одиночество родней.

Господь для сердца, не для слуха,

ей открывал Свои дела,

И благодать Святого Духа

живым огнем в нее вошла.

Когда она, воздевши руки, Тебе молилась, о Творец, —

Ей мир готовил злые муки, а Ты – блистательный венец! (Афанасьев)

«Твари доказывают бытие Бога» (Из Слова святого Иоанна Златоуста на Псалом 13)

Рече безумен в сердце своем: Несть Бога (Пс.13,1) Но как же всякий народ, всякий язык человеческий Бога именует? Ужели все человечество заблуждается, говоря, что есть Бог, а один безумный может считать себя говорящим истину. Не оный ли безумный есть и лжец? Поистине он безумен, и безумнее самого себя: безумен в отвержении, безумен в упрямстве. Хотя люди о Боге имели и имеют различное мнение, но основания никто не нарушал. Нет основания, но как же составилось здание? Нет домоздателя, но как же создан дом? Нет попечителя, но как же всему может предшествовать Промысл? Нет образотворца, но как же люди стали носить образ свой? Нет Мироздателя, а как же красота твари о Создателе свидетельствует? От величества бо красоты созданий рододелатель их познавается (Прем.12,5).

Святой преподобный Иоанн Дамаскин, великий учитель Церкви и творец канонов, родом был из Дамаска, занимал почетное место при дворе дамасского калифа; оклеветанный перед ним греческим императором и иконоборцем Львом Исаврянином в измене, был осужден на отсечение руки. Сильно страдая, Иоанн просил вернуть ему отсеченную руку. Получив ее, он приложил отсеченную руку к запястью и ушел в глубокую молитву пред образом Богородицы. Скоро он уснул, и во сне предстала ему Богоматерь и сказала: «Трудись же прилежно твоею рукой». Проснувшись, святой увидел, что рука его невредима. Остался только след, как нить вокруг запястья. Тогда же благодарный Иоанн составил дивную песнь «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…» Весть об исцелении разнеслась по Дамаску. Халиф осознал свою вину и просил Иоанна вернуться на государственную службу. Но Иоанн решил отдать свои силы на служение Богу и принял иноческий постриг в обители Саввы Освященного, где много потрудился в сочинении духовных книг и церковных песнопений. А в память о чуде, к иконе, чрез которую он получил исцеление, Иоанн приделал к нижней ее части серебряное изображение руки.


Вторник, 19 декабря — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

«Чем же так прославился святитель Николай? Что лежало в основе его чудной жизни? Тропарь святителю мы все хорошо знаем: в этом тропаре мы называем его «правилом веры и образом кротости». Лучше сказать невозможно – весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости. Вся история Церкви ─ это история борьбы за чистоту веры, и святитель Николай был активным борцом за сохранение веры православной. Он был участником I Вселенского Собора и боролся с пресвитером Арием — еретиком, который человеческое философское мудрование пытался внести в христианскую православную веру, разрушив саму основу этой веры. Святитель Николай защитил православную веру и тем самым явил пример, как нужно беречь сокровище веры для того, чтобы оно могло быть положено в основу нашей жизни, для того, чтобы вера стала нормой нашей жизни. Но чтобы жизнь формировалась на основе веры, эта вера должна быть чистой, незамутненной человеческим мудрованием. И сложность заключается в том, что человек воспринимает веру разумом, а разум наш формируется под влиянием окружающей среды. И каждое последующее поколение людей, воспринимая веру – ту самую, единственную, святую, чистую – одновременно воспринимает эту веру через призму своих взглядов и убеждений. И в этом нет ничего дурного, так устроен человек: люди XXI века не могут мыслить так, как мыслили люди III или IV века. Но, воспринимая современным разумом, сквозь призму современных знаний свою веру, мы не должны эту веру разрушать, привнося в нее свое греховное человеческое мудрование. Всему этому учит нас святитель и чудотворец Николай, учит сонм других святых угодников. Для нас все это звучит сегодня очень актуально, потому что в наше время, время суетное, многие люди неспособны в чистой вере — в этом дивном источнике Божественной мудрости – видеть основание для своей жизни, норму своего бытия. И потому такая огромная ответственность лежит на Церкви, в том числе на ее служителях, чтобы помогать каждому последующему поколению людей воспринимать норму веры, образ веры и полагать эту веру в основу своей жизни.» (Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси)


О благодарении Бога и смирении.

Бог не требует от нас чего-нибудь тяжкого и трудного, но только того, чтобы мы признавали Его благодеяния и возносили Ему благодарность за них, не потому впрочем, чтобы Он нуждался в этом, — ибо Он ни в чем не имеет нужды; а для того, чтобы мы научились чрез это привлекать к себе Подателя благ, и не были не признательны, но являли бы добродетель, достойную благодеяний и такой заботливости Его о нас. Ибо этим-то мы и расположим его еще к большему о нас попечению. Не будем же беспечны, но каждый из вас ежечасно, сколько может, да размышляет не только об общих благодеяниях, но и о частных, ему самому оказанных Богом, не только об известных и явленных всем, но и о ведомых ему одному и неизвестных другим: чрез это он в состоянии будет возносить Господу непрестанное благодарение. Это самая великая жертва, это совершенное приношение, это будет для нас источником дерзновения пред Богом, и вот как. Кто постоянно содержит в уме и верно сознает свое ничтожество, а с другой стороны помышляет о неизреченном и безмерном человеколюбии Божием, — как Он устрояет дела наши, взирая не на то, чего заслуживают наши грехи, но на свою благость: тот смиряется душою, сокрушается сердцем, укрощает всякую гордость и надмение, научается вести себя скромно, презирать славу настоящей жизни, мыслит о будущих благах, о жизни бессмертной и бесконечной. Кто так расположен в душе, тот приносит Богу истинную и приятную жертву, как говорит Пророк: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50,19). Итак, сокрушим дух наш, смирим сердце. Ибо, если мы приведем себя в такое расположение, то в состоянии будем и молитвы совершать с великою бодростию, и привлечем к себе свыше великую благодать исповеданием согрешений. А дабы увериться, что такие души угодны Владыке, послушай, как Сам Он говорит: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес моих (Ис.60,2). Поэтому и Христос, беседуя с учениками, сказал: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11,29). (Святитель Иоанн Златоуст)


По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *