Монастыри села Лыскова в XVII веке
История села Лысково Нижегородского уезда неоднократно привлекала внимание исследователей. В Писцовой книге 1624-1626 годов сообщалось, что на территории села два монастыря «ставятся ново»: один девичий, другой мужской. Оба монастыря строились на деньги селян. На территории девичьего Рождественского монастыря было отстроено 16 келий, в которых разместились игуменья Таисия и рядовые старицы. В переписной книге Лыскова 1646 года нет описаний монастырских строений, как и других хозяйственных заведений, но более полно зафиксировано само население. Околомонастырские слободки в середине XVII века появились с каждым монастырем села. Основу монастырского благополучия составляли не только выплаты оброков в пользу монастыря бобылями (бобыли — ремесленники разных специальностей, платившие повинности в монастырскую казну), но и пожертвования.
Мужской Казанский монастырь в 1620-х годах был менее значителен по численности монашествующих, нежели девичий монастырь. В нескольких келиях здесь жили основатель монастыря иеромонах Авраамий и 6 братьев. Уже тогда на монастырской земле была бобыльская слобода, ее жители платили оброки монастырю. В 1660 году назрел конфликт между Авраамием и монастырской братией. Часть братии направила челобитье боярину Морозову Б.И. С просьбой сменить строителя, так как прежний их «малую казну … до конца изводит, любит просторно жить и много в ездах своих денег сорит», а они вынуждены скитаться меж дворов, кормиться Христовым именем. Братья просили на место Авраамия поставить иеромонаха Вениамина Дружинина из Воздвиженской пустыни с Маров, а нового строителя вообще не ставить, а дозволить выбрать меж собой, чтобы «лишней продажи и убытков впредь от строителей не было». Спустя несколько месяцев последовало еще одно челобитье монастырской братии, в нем братия просили вернуть строителя Авраамия и отказать в месте иеромонаху Вениамину. Судя по тому, как в описании 1664 года монастырь, как и прежде, возглавлял строитель Авраамий, второе челобитье было удовлетворено. Авраамий — видный церковный деятель, один из основателей кириковского кружка «боголюбцев» за очищение духовной жизни и приведению к единому писанию церковных канонов. Однако, увлекшись жаркими проповедями Аввакума, встал в оппозицию патриарху Никону. На Соборе 1666 года Авраамий покаялся и ушел в Троице-Сергиеву Лавру. В описании 1681 года его келия значилась пустующей, пустовали и другие 9 келий. К 1700 году место строителя Казанского монастыря занял старец Иродион. В начале XVIII века часть Лыскова представляла владения Казанского монастыря, но почти все дворы опустели. К середине века был восстановлен после длительного запустения мужской монастырь Архидиакона Стефана в с.Исады. Монастырь восстанавливался на средства Василия Васильевича Муромцева: им была построена деревянная церковь и ограда. В 1686 году монастырь со всеми бобылями и угодьями был передан во владение Макарьевского монастыря, поэтому в описании села Лыскова 1700 года упоминаний о Стефановском монастыре нет. Можно с уверенностью утверждать, что село Лысково в XVII веке являлось крупным духовным центром округи. Далеко не в каждом городе XVII века было столько монастырей. Хозяйство этих обителей не было обширным, возможно, здесь сказывалась территориальная близость с Макарьево-Желтоводским монастырем. Вместе с этим численность населения, жившего на монастырской земле, в отдельные годы достигала 15% от всего населения села.
Лысково, XVII — XVIII век
Село Лысково, богатевшее год от года, привлекло внимание боярина Бориса Ивановича Морозова, ставшего всесильным временщиком при воцарении в 1645 году шестнадцатилетнего Алексея Михайловича. Еще в 1634 году Морозов был назначен дядькой-воспитателем царевича, а затем, чтобы навсегда остаться у власти, породнился с ним, женившись на родной сестре молодой царицы. Морозов стал крупнейшим землевладельцем России, с 2000 дворов увеличил свои владения до 9000 дворов. В 1646 году ему были «пожалованы» земли в Арзамасском и Курмышском округах, его вотчинами были многолюдные и богатые села Мурашкино и Лысково с окрестными приселками и деревнями (до 300). Морозов прислал в Лысково своего двоюродного брата Петра Траханиотова, известного вымогателя и грабителя, за что, спустя два года, его растерзали в Москве во время восстания 1648 года. Старые подати, которые платили лысковцы в государственную казну, Траханиотову показались малыми, и он увеличил их почти в два раза. И хотя «даровые деньги» из Нижегородского края шли потоком в боярскую казну, но Морозову было мало. Он завел «будные станы» или «будные майданы», где изготовляли тысячи пудов поташа (особого состава древесная зола, которая использовалась для изготовления мыла, в стекольном производстве, для выделки кож и при изготовлении сукна). Морозов завел в Лыскове и железоделательные заводы. Лысковцы получали кричное железо из болотных руд. Лысково стало крупным центром в Нижегородском крае по кузнечному промыслу, о чем говорит неуклонный рост в нем числа кузниц. Против правления Морозова прокатилась волна стихийных восстаний. Царю удалось скрыть Морозова в своих палатах и отправить временно в Кириллов-Белозерский монастырь. После смерти Морозова в 1661 году землями и крепостными крестьянами владела его вдова Морозова Анна Ильинична. А по смерти ее Лысково было снова взято на государя как выморочное, так как наследников после Морозова не осталось. С 1666 по 1686 годы село снова становится дворцовым имением. Правление боярина Морозова — одна из самых тяжелых страниц в истории лысковчан. Они были не только измучены многолетним правлением Морозова, но и тем, что Макарьевский монастырь, окрепший за последние десятилетия, получая огромную прибыль от ежегодных торгов на Макарьевской ярмарке, лишил их многих владений за Волгой. Нещадная эксплуатация, постоянная борьба за теряемые с каждым годом свободы, были причинами создания в крае взрывоопасной обстановки. Первоначально это проявилось в бегстве крестьян на Дон и Волжское Понизовье, а в 1670 году весь край поднялся на открытую борьбу с оружием в руках под знаменем Степана Разина. Восстание в Лыскове началось в сентябре 1670 года с получением известия о переходе реки Суры небольшим отрядом разинского атамана Максима Осипова, к которому сразу же были посланы нарочные с приглашением в село. В Лыскове собралось до 15000 восставших, причем село встречало разинцев колокольным звоном. 10 октября восставшие предприняли штурм стен Макарьевского монастыря, окончившийся неудачей, а 17 октября они свободно вошли в ворота опустевшей крепости — монахи тайно ушли из монастыря в глухие леса. В Лыскове были разграблены только дворы наиболее зажиточных крестьян, тех, кто имел 2-3 лошадей, 5-6 коров и много откупной земли. Восстание охватило практически весь край, но после отзыва Разиным Максима Осипова под Симбирск, движение, лишившись авторитетного руководства, пошло на убыль, тем более, что дворянское ополчение из Арзамаса стало регулярно совершать карательные экспедиции в районы восстания. Ожесточенное сражение произошло у Лыскова, а тех, кто попались в руки победителей, ожидала смертная казнь. В 1680 году население села Лыскова составляет 8000 человек обоего пола, это больше, чем в Балахне и только в два раза меньше, чем в Нижнем Новгороде. Возросло число бобылей, занимавшихся исключительно ремеслом. В 18 веке в ремесленном производстве создается своего рода специализация — это производство игольного товара. В Лыскове производят наперстки, запонки, пуговицы, занимаются отливкой медных почтовых колокольчиков и бубенцов. Позднее стали производить висячие балагурские замки и сундучные с мелодичным перезвоном, которые врезались в макарьевские сундуки, пользовавшиеся большим спросом на ярмарке. Еще одно интересное изделие лысковских мастеров — денежные персидские шкатулки. Постепенно деревянные церкви Лыскова стали перестраиваться в каменном исполнении. Этому способствовало то, что в конце 17 века здесь уже работает до 10 кирпичных заводиков по берегам Медянок. Было в Лыскове к концу 17 века 5 приходских храмов: рубленные Спасский (1645), Введенский (1651), Вознесенский (1663), Покровский (1667); кирпичный храм был только один — Троицкий (Успенский) (1645). В 1711 г. на Красной Горке вместо обветшавшей деревянной церкви был возведен Спасо-Преображенский собор, в 1712 г. была перестроена Введенская церковь. Постепенно перестраивались и другие деревянные церкви. Два монастыря Лыскова Богородице-Рождественский и Богородице-Казанский из-за малочисленности иноков были упразднены. Бывшие при них церкви Рождественская и Казанская тоже стали приходскими.
XIX век
В конце 19 века в своей книге «Памятники церковных древностей» из серии «Нижегородские были» архимандрит Макарий учитывает все церкви Нижегородской епархии, отмечает, какие наиболее выдающиеся достопримечательности находятся в них. Интересно, что во многих уездных городах — не более 2-4 церквей, а то и всего одна. Например, в уездном городе Лукоянове — 2 церкви, в Горбатове — 2 церкви, в уездном городе Макарьеве — 1 церковь, а в волостном селе Лыскове Макарьевского уезда — 9 церквей. Десятая была открыта при пересыльной тюрьме в 1895 году (в книге нет упоминания о ней). Древность приходов Нижегородской епархии до середины 19 века определить было невозможно, так как не было собрано воедино достоверных исторических данных. И только в начале пребывания на Нижегородской кафедре Архиепископа Иоаникия (позднее Митрополита Московского) им было дано распоряжение о заведении церковно-приходских летописей при церквях Нижегородской епархии. В то же время причтами церквей в течение года должны были быть предоставлены его Преосвященству описания церквей и приходов. И только в ноябре 1887 года по благословению Преосвященного Епископа Модеста календарь Нижегородской епархии, составленный диаконом Снежницким, был напечатан.
Благочинные округа Нижегородской епархии Макарьевского уезда 19 века.
Округ № 1. Благочинный с.Красные Луки — священник Алексей Разумов.
Округ № 2. Благочинный с.Татинца — священник Николай Иванович Славолюбов, помощник Благочинного с.Лысково — священник Алексей Иванович Кармазинский.
Сведения о Казанской церкви и причте Нижегородской епархии села Лысково.
Казанская церковь (каменная, 1753 г.) в честь Казанской иконы Божией Матери. Священник Д.В.Соколов, окончил курс семинарии по 2 разряду, имеет скуфью. Диакон — М.А.Щеглов из 3 класса семинарии, церковноучитель. Псаломщик — А.С.Прозоровский, из среднего отделения духовного училища.
В 40-е годы 19 века в Лыскове побывал известный писатель А.Н. Муравьев. Он пишет, что церкви в селе Лыскове находятся в хорошем состоянии, о чем пекутся и владелец села, и сами жители. А такой службы, какую он слышал в Спасопреображенском соборе, не слышал и в Нижнем. А.Н.Муравьев также отмечает в своей книге «По святым местам русским», что в лысковских церквях находились такие реликвии, привезенные из Грузии царственными владельцами села, что ни в Москве, ни в Петербурге, он подобного не видел.
Церковно-приходская школа при Казанском храме
Начало целенаправленной работы по организации церковно-приходских школ в Нижегородской губернии, как и по всей Российской империи, пришлось на 80-е годы 19 века. В числе первых была создана церковно-приходская школа при Казанской церкви села Лыскова. Открывшись в ноябре 1885 года по почину и на средства крестьянина-предпринимателя Д.И.Тяжелова, она, как и многие другие, более десятка лет размещалась «на квартире». Инициатива строительства отдельного школьного здания с бесплатной библиотекой-читальней принадлежала священнику Василию Алексеевичу Кармазинскому, перемещенному в марте 1896 года к Казанскому храму. Обновив церковь «снаружи и внутри в более лучший вид», он взялся хлопотать о школьной постройке, заручившись поддержкой крестьянских обществ Казанской, Протопоповой и Выползовой слобод села. На нескольких сходах, состоявшихся в августе — ноябре 1897 года, крестьяне решили «выдать на постройку церковноприходского училища по два рубля с души единовременно, и по 25 копеек на содержание его ежегодно». Еще некоторое время спустя жители Казанской слободы бесплатно уступили под усадьбу для школы земельный участок размером 96 кв.сажен (437 кв.м). Распологался этот участок «на так называемой Горке, против Казанской церкви» и должен был отделяться от сада В.А.Кармазинского проездом в 4 саж. (8,5 м) шириной. Желание участвовать в постройке школы выразили и крестьяне деревни Головково. Будучи не в состоянии оказать «денежного пособия», но «имея рабочие, привыкшие к труду, силы», они постановили «всякий строительный материал, потребный для постройки здания, перевести бесплатно на своих лошадях с Лысковской пристани», а после открытия школы «навсегда… бесплатно давать подводы на доставку дров для отопления… и других материалов, потребных на случай ремонта здания, с тем, чтобы детей наших принимали… безвозмездно на равных с прочими детьми крестьян Казанских слобод». Помощь пришла и от некоторых состоятельных лысковчан. Наиболее крупное пожертвование вновь сделал Д.А.Тяжелов: выделив 500 руб., он также пообещал перечислять на содержание школы до 100 руб. ежегодно. Кроме того деньги поступили от Макарьевского уездного земства. В начале 1898 года субсидию выделил епархиальный училищный совет, а Управление государственного имущества необходимое количество соснового леса «за полутаксовую его стоимость». К этому времени под одной крышей решили разместить две церковно-приходские школы — мужскую и женскую, а само здание выстроить двухэтажным. Деревянное на каменном фундаменте здание с крыльцом «под одну крышу» выросло за один строительный сезон. В плане постройка была близка к квадрату и освещалась 30 полуциркульными большими окнами, каждое вышиною в 2,5 аршина (1,77 м). Торжество освящения школьного здания состоялось 4 октября 1898 года. Началось оно литургией в Казанской церкви, откуда масса народа направилась к новому зданию, украшенному «флагами и зеленью». Сюда же прибыли земские начальники Н.П.Шан-Гирей и Н.П.Веселитский, уездный исправник А.К.Болдырев, статский советник Н.Е.Стогов, попечитель школ Д.А.Тяжелов и другие. После окончания молебна В.А.Кармазинский обратился к собравшимся с речью, объяснив «крайнюю необходимость и пользу новоустроенных школ». Много теплых слов было сказано во время «угощения» почетных гостей в верхнем этаже школы. Не остались без внимания и 98 учащихся — каждый получил подарок от попечителя. Но уже через несколько лет крестьяне к школам охладели. В начале 1902 г. жители Казанской слободы отказывались вносить плату на их содержание. В конце того же года В.А.Кармазинский был назначен на священническое место к церкви при военном манеже в Нижегородском кремле. Положение школ еще более ухудшилось. В феврале 1913 года сообщалось, что в школах нет ни дров, ни сторожа, поэтому учеников пришлось распустить по домам. В сложившейся ситуации не было ничего необычного: церковно-приходские школы не отвечали потребностям времени, и местное население гораздо охотнее отдавало своих детей в земские школы, число которых увеличивалось. В том же Лыскове только за 1913 — 1914 учебный год открылись три земских начальных училища. В октябре 1914 г. епархиальный училищный совет, заслушав ходатайство уездного отделения, постановил закрыть один из трех «учительских комплектов» в Казанской церковно-приходской школе «в виду малолюдства учащихся в ней». В марте 1916 г. притч церкви подал прошение о выделении «безвозвратного» казенного пособия для ремонта обветшавшего школьного здания. Судя по всему, прошение не достигло цели. Постановлением Временного правительства от 20 июня 1917 года все типы церковно-приходских школ духовного ведомства переходили в ведение Министерства народного просвещения, под непосредственный контроль местных земств. В Макарьевском уезде этот процесс занял два месяца. Реформу начального образования оборвала Октябрьская революция, повлекшая коренное переустройство всего уклада жизни страны.
Казанская церковь. Начало ХХ века
В клировой ведомости Казанской церкви села Лысково Макарьевского уезда за 1916 г. имеются следующие сведения: церковь построена в 1753 году тщанием Преосвященного Льва, епископа Воронежского и Елецкого. Здание каменное, с каменной же колокольней в одной связи. Была обнесена железной решеткой на каменных столбах. Церковь, колокольня и ограда были крыты железом. Престолов три: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери, правый — св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова; левый — св. Иоанна Златоустого. Церкви принадлежала земля пахотная — 44 десятин 660 кв. саженей, сенокосная — 4 десятины 807 кв. саженей в расстоянии 5 верст от церкви. Церковный староста — крестьянин д. Головково Черемин Василий Андреевич, с 1913 года усердно благоукрашал храм на пожертвования, которые собирал сам с доброхотов. Приход церкви состоял в 1916 году из крестьян села Лысково (319 мужчин и 337 женщин) и деревни Головково (48 мужчин и 47 женщин). В документах архивного фонда Нижегородского губернского исторического музея от 1918 г. имеется следующее описание архитектуры Казанской церкви: храм каменный, четвериком, по карнизу украшен «сережками». На храме одна главка на тонкой шейке, обитая железом; на трапезной — две малые главки над приделами. Крест на храме — узорчатый. Старый иконостас был отдан в церковь села Варварское Нижегородского уезда. Новый иконостас был в стиле ампир, белый с золотом. Из достопримечательностей значится фелонь с оплечьем красного бархата, дар князей Грузинских. Церкви также принадлежали дома: 1. дом псаломщика, выстроенный тщанием прихожан на общественной земле, деревянный на каменных столбах, крытый железом, с деревянным двором. 2. Церковная сторожка, деревянная, крытая тесом, построенная в 1892 г. 3. При ней деревянный амбар и тесовый дровянник. В приходе имелось две церковно-приходские школы — для мальчиков и девочек. Построены были в 1898 г. на средства прихожан. Помещались в доме на собственном содержании, учителя зарплату получали от Синода. В 1916 году училось 15 мальчиков и 30 девочек. По штату при церкви полагались священник и псаломщик. В 1916 году это были: священник Перепелевский Иоанн Яковлевич и и.д. псаломшика — диакон Ильинский Дмитрий Михайлович. Ильинский Д.М., возраст 21 год в 1916 г., сын псаломщика села Какина Сергачского уезда. Окончил 1 класс Нижегородской духовной семинарии. В Казанскую церковь перемещен с 1 июля 1916 г., посвящен в сан диакона 17 октября 1916 г. В семье у него жена — Клавдия Ивановна, 1895 года рождения. Перепелевский И.Я., возраст 40 лет в 1914 г., сын псаломщика села Б.Ельни Нижегородского уезда. Окончил Нижегородскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1896 г. В Казанской церкви с 1912 года. Состоял заведующим и законоучителем в церковно-приходских школах при церкви; членом Совета Братства Преподобного Макария для оказания помощи недостаточным ученикам при Лысковском духовном училище с 1913 г.; членом ревизионной комиссии похоронной кассы духовенства 2-го Макарьевского округа с 1915 г. В 1916 г. награждался камилавкою за поновление приходского храма. В семье у него были: жена — Александра Алексеевна 1880 г.р., дети — Мария, 1901 г.р., Николай, 1902 г.р., Елизавета, 1904 г.р., Сергей 1907 г.р., Анна 1909 г.р., Константин 1912 г.р., Евгений 1917 г.р. Служил отец Иоанн в Казанской церкви до 1926 года. В 1930 г. привлекался органами ОГПУ к суду за хранение мелкой серебряной монеты, приговаривался к 3 месяцам принудительных работ, но не отбывал по состоянию здоровья. На день ареста — священник Вознесенского собора г. Лысково. Арестован р/у ОГПУ Лысковского района 7 января 1933 года. Обвинен по ст. 58 п. 11 в организации вместе с церковным советом сопротивления закрытию церкви. Приговорен заседанием Особой Тройки при ПП ОГПУ Горьковского края от 25 марта 1933 г. к заключению в исправительно-трудовых лагерях сроком на 5 лет. В 1937 году — житель пос.ст. Щербакты Щербактинского района Павлодарской области Казахстана. Вновь арестован 18.11.1937 г. Приговорен «тройкой» УНКВД по Восточно-Казахстанской области 25.11.1937 г. к ВМН. Расстрелян 28 ноября 1937 г. Реабилитирован Прокурором Горьковской области 27 ноября 1989 г.
В Казанском храме служил епископ Лысковский Александр (Щукин) — Священномученик Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский
«Душу свою я вам не отдам»
Священномученик Александр, архиепископ Семипалатинский (в миру Щукин Александр Иванович) родился 13 мая 1891 года в городе Риге в многодетной семье священника. Рос он тихим, скромным, послушным воле родителей, с детства мечтал быть священником и стремился подражать древним подвижникам. Любил запираться в комнате отца и молиться. В 1915 году он окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность преподавателя Нижегородской Духовной Семинарии. В 1917 году принимает постриг в мантию в Троице-Сергиевой Лавре и вскоре рукополагается в иеромонаха. С 1918 по 1923 годы служит в церкви села Лысково Нижегородской епархии вместе со своим отцом. В 1923 году состоялась хиротония отца Александра во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии. Жил Владыка в Макарьевском Желтоводском монастыре, организовал преподавание Закона Божия детям. Он часто говорит проповеди, обличая безбожие и разрушителей храмов. Осенью 1928 года Святитель был арестован и заключён в тюрьму Нижнего Новгорода. Ему предложили прекратить говорить проповеди в обмен на свободу, но он отказался. Его били, запугивали, но он на всё отвечал: «Тело моё в вашей власти, и вы можете делать с ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам». По обвинению в том, что «путём произнесения проповеди с антисоветским уклоном прививал свои контрреволюционные убеждения населению», Владыка приговаривается к трём годам лагерей, которые он отбывал в Соловецком лагере, работая сначала сторожем, потом бухгалтером. После освобождения в конце 1931 года Владыка назначается сначала на Волховское викариатство в Орловскую епархию, а с лета 1932 года — епископом Орловским. Он много проповедует, чем привлекает народ в храм. Над ним снова начинают сгущаться тучи, и сестра пишет ему: «Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, пересидишь». «Как бы я вас ни любил, — отвечал архиепископ, — но я не для того взял посох, чтобы его оставить». В сентябре 1936 года Владыка назначается на Семипалатинскую кафедру. Через год его арестовывают в Семипалатинске. Владыка не подписал ни одно из обвинений, и держался на допросах мужественно. 15 (28) октября Святитель по обвинению в «шпионаже и контрреволюционной агитации» приговаривается к расстрелу. Через два дня 17 (30 н. ст.) октября 1937 года Владыка был расстрелян. Погребен он был в общей могиле и место погребения остается до сего дня неизвестным.
Всем близким, кто интересовался судьбой владыки Александра, власти отвечали, что он сослан на десять лет без права переписки, а через десять лет ответили без уточнения места и времени, что он умер в лагере. После войны сестра А.И.Щукина Елизавета Ивановна Нечаева выхлопотала в Москве разрешение похоронить под алтарем Казанской церкви в Лыскове гроб с одеждой и крестом владыки Александра. 6 сентября 1951 г. священник Казанского храма в Лыскове отец Иоанн Ципровский объявил, что будет отпевание скончавшегося в заключении архиепископа Александра Щукина. Многие помнили святителя, и народу собралось такое множество, что храм не мог вместить всех желающих. Большая часть пришедших стояла на улице. Послушница Анна сделала небольшой гроб, туда положила четки святителя, крест и Евангелие.
После отпевания народ молитвенно попрощался с архиепископом, а затем состоялся крестный ход вокруг храма. Впереди, подняв гроб на плечо, шел священник, а хор и весь народ пели: «Волною морскою…»
Человек, не «бросивший свой посох», проповедовавший добро и любовь, не сломленный пытками и мучениями, архиепископ Александр (Щукин) прославлен Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
Казанская церковь 30 — 50-е годы ХХ века
В документах архивного фонда Лысковского уисполкома, в реестре по учету служителей культа по уезду, от 1926 года, указаны священник Казанской церкви Харитин Николай Иванович, 59 лет, житель села Лыскова, происхождение — из духовного сословия, имущественное положение — среднее, и псаломщик Свешников Михаил Егорович, 27 лет, житель Лыскова, происхождение — из крестьян. В документах архивного фонда Нижкрайисполкома имеется список «двадцатки» Казанской религиозной общины г. Лыскова от 9 сентября 1935 года со следующими данными: священник общины — Зыков Иосиф Семенович, возраст 67 лет, председатель церковного совета — Фомина Параскева
Арсеньевна. Зыков И.С., 1864 г.р., белорус, уроженец г. Пропойск Белорусской ССР, сын священника, окончил высшую духовную школу. Состав семьи на день ареста — сын Лавр, 1897 г.р., военврач в г. Пскове; дочь София Филатова, 1898 г.р. Арестован 3 ноября 1937 г. 7-м отделением 4-го отдела УГБ НКВД по Горьковской области. Обвинен как участник «церковно-фашисткой, диверсионно-террористической повстанческой организации». Приговорен заседанием Особой Тройки Управления НКВД по Горьковской области от 11 ноября 1937 г. к расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. Расстрелян 20 ноября 1937 г. в 15-00 в г. Горьком.
В документах архивного фонда Лысковского райисполкома имеется заявление церковного совета Казанской церкви г. Лыскова от 5 июля 1940 г. о том, что в церкви нет священника с сентября 1937 г., и община просит разрешить служить приглашенному священнику. Лысковский райисполком постановлением от 22 июля 1940 г. в просьбе отказал. Но нашлись такие стойкие прихожане ( в основном, из Головкова), которые не отдавали ключей новым властям. С началом войны особенно остро нужна была людям помощь Божия. Об открытии церкви стали посылать ходатаев. Люди сохранили в памяти двоих из них, кто много сил приложил к открытию храма: это Василий Степанович Рябков и Клавдия Матерова. Постановлением Лысковского райисполкома от 14 июня 1943 г. просьба верующих удовлетворена, и служба в Казанской церкви г. Лыскова разрешена с 14 июня 1943 г. В 1949 г. община купила в колхозе д. Ананьевка Гагинского района колокол весом 25 пудов. В 1952 г. община безвозмездно передала Лысковскому горсовету ограду для городского кладбища. Церковь имела собственную электростанцию, для которой в 1954 — 1956 гг. было построено здание (с разрешения Лысковского горсовета). В 1956 г. были сделаны серебряный, вызолоченный, с украшениями, венчик к чудотворной Казанской иконе Божией Матери и другие ювелирные работы по восстановлению церковной утвари. На серебряную ризу для иконы Преподобного Макария также прихожане собрали 5000 рублей пожертвований. В 1958 г. купили дом для притча, построили лестницу на подъеме к Казанской церкви, поставили второй двигатель на электростанцию, перестроили склад и построили новый. Отремонтировали печи, купили машину «Москвич 407» и построили для нее гараж. В 1960 г. — отреставрировали иконы в иконостасах, произвели наружный ремонт храма (только окрасить кресты на колокольне и куполе уполномоченный не разрешил). Но в 1961 г. после перемены политики государства по отношению к церкви « в связи с запрещением исполнения религиозных обрядов на домах верующих» машину «Москвич» райисполком велел передать «соответствующей организации». Когда открыли церковь,
служили по два, три священника. Помнят отца Зиновия.
С 25 сентября 1944 г. в Казанской церкви служил священник Перевалов Сергей Агафонович, 1883 г.р.
С 26 февраля 1945 г. по 12 августа 1969 г. служил священник Ципровский Иоанн Александрович, 1884 г.р.
Отец Иоанн Ципровский. Хождение по мукам
Отец Иоанн Ципровский (1884 — 24.08.1970 г.) — священник в третьем или четвертом поколении. Его отец, Александр Иванович Ципровский родился в селе Кирикове Макарьевского уезда, был протоиерем. Сын его, Иван Александрович, родился в селе Шахманово Княгининского уезда. Иван Ципровский учился в духовном училище с. Лыскова, с ним учился его двоюродный брат, тоже Иван Ципровский. После окончания духовного училища И.А. Ципровский поступает в Нижегородскую духовную семинарию, где проучился шесть лет и успешно закончил учебу. В 1913 году он женится на Лидии Петровне Тенишевой (1889 — 1980). Ее отец был дьяконом, а потом священником в городе Макарьеве Нижегородской губернии. Она закончила Макарьевскую женскую гимназию, а потом тоже шесть лет училась в Епархиальном училище в Нижнем Новгороде. Это училище давало право работать учительницей, и Л. П. Тенищева стала учительствовать. И.А. Ципровский был назначен в село Силино Лукояновского уезда, где он стал дьяконом и учителем. Потом его рукоположили в священники в селе Нехорошее. Первые испытания, первые гонения на церковь начались сразу после революции. Ципровского забрали в рабочий батальон в Нижний Новгород. Власти придирались к пустякам, лишь бы убрать всех неугодных. Однажды И. Ципровский чистил в этом рабочем батальоне картошку. Надзиратель вошел и спросил: — Где рыба? (Речь шла о том, что осталось в котле после ужина). — «А там кости одни были, выбросил». — «Ты за это поплатишься. Тебя расстреляют.» Что же делать? Думал о жене, о детях. Взмолился Николаю Угоднику. Тот будто бы сказал: «Двум смертям не бывать. Беги». Решил бежать. Бежал по берегу Волги до Кстова. За ним погоня. Топот. Конвоир кричит: «Старик, ты куда идешь?» — «К бабушке. Пропусти». И опять про себя молился Николаю Угоднику. Прятался сначала у родителей в Шахманове, сидел в подполье. Потом шел лесами к жене, в Силино. Замерзал. Угодил в яму по шею в снег, еле-еле выполз. Ночью вышел на ее дом. А к ней уже наведывались: «Лидия Петровна, где ваш муж? Он убежал из рабочего батальона». — «Я не знаю ничего о нем.» Только ушли, а тут и муж приходит. Голодный, хололдный: «Замерзаю». — «Ваня, ты?» — обомлела Лида. Сразу сказала, что ищут его. И стал Иван прятаться в своем доме — жил на сушилах, во дворе, в подвале. От детей прятался. После 20-х годов наступило некоторое послабление в отношении церковной службы. Ципровский явился к епископу, и ему дали место священника в селе Нехорошее. Оттуда Ципровские перебрались в село Преснецово Макарьевского уезда. Там в 1928 году родилась дочь Таисия. Вскоре после рождения дочери в Шахманове умирает священник Ципровский, и сын определяется на место отца. Лет десять служил отец Иоанн в Шахманове, это было относительно спокойное время для семьи. А потом снова начались гонения на священнослужителей. Не дожидаясь, пока за ним приедет «черный ворон», Ципровский скрылся из Шахманова. «Отец надел лапти, ушел за Волгу в село Докукино Воскресенского района. Там учительствовала сестра отца — его крестная. У нее скрывался. Наша семья жила очень бедно. На полу вместо постилок и одеял лохмотья стелили на ночь. Подушек не было. Ночью нас будили, спрашивали про отца. Но он приходил тайно, мы, дети, его не видели», — рассказывала Таисия Ивановна Мамонова (Ципровская). Один раз девочка увидела отца, он приоткрыл подполье, где прятался. Дочку предупредили, чтобы никому не вздумала сказать. Она таила от всех, что отец прячется в доме. В 1939 году семью постиг настоящий голод. Продавать уже было нечего, отец Иоанн заболел крупозным воспалением легких. Жена в отчаянии уже хотела продавать рясы мужа, но никто не посмел купить одежду священника. «За отцом несколько раз приезжал «черный ворон». Нас разбудят, все перевернут в доме, даже в сено штыками тычут (а он на сушилах прятался, у нас сердце замирало — вдруг попадут в него?). Ушел он из дома — то в одно село, то в другое. Прятался в яме — обнаружили. Бежал опять. Питался сухарями да талой водой. Как-то умаялся он, бедный, прилег у дороги и уснул. Вдруг кто-то за плечо теребит: «Вставай, конвоиры увидят». Встал — никого. Опять он, Николай Чудотворец, спасал…» … Уже война шла, старшие сыновья воевали. В Дзержинске, на военном заводе, стала работать одна из дочерей. А Тая в 13 лет работала в колхозе. В 1943 году отца Иоанна снова ищут. Нашли, допросили, но оставили в покое. А в 1944 году за ним пришел староста Покровской церкви и пригласил служить. С 26 февраля 1945 года по 12 августа 1969 года отец Иоанн Ципровский служил в Казанской церкви г. Лысково. Имел награды от епархии: крест и камилавку. (А.Мясникова «Это знаменитое село Лысково»)
Скворцов Павел Константинович, 1872 г.р., протоиерей , с 16 мая 1946 г. по 2.12.1950 г.
Епископ Иов (Кресович) — с 1946 г. по 7 февраля 1950 г
Архиепископ Иов (в миру Владимир Адрианович Кресович) родился 15 сентября 1898 года в старинной родовой церковной семье — семье священника. Все предки были священнослужителями. Это, конечно, во многом определило его жизненную судьбу: домашнее воспитание — в духе любви и преданности Церкви, духовное училище, курс учебы в Духовной семинарии в г.Житомире, а потом в г.Кременец успешное окончание семинарии в 1922 году. В том же году Владимир Кресович был призван к пресвитерскому служению, которое проходил на приходах Волынской епархии. В 1942 году Господь послал протоиерею Владимиру Кресовичу большое испытание — в иной мир отошла его супруга Василисса. На его плечи легло бремя воспитание детей-подростков. В том же году в Почаевской Лавре под покровом Божией Матери отец Владимир принял монашеский постриг с именем Иов. А вскоре в той же обители архимандрит Иов был хиротонисан во епископа Кременецкого. Таинство епископской хиротонии совершили иерархи во главе с митрополитом Волынским Алексием (Громадским). Последовательно Владыка Иов пребывал на кафедрах: в 1943 г. — епископ Кременецкий и Дубинский, в 1945 — Измаильский и Болградский, в 1946 — Лысковский, викарий Нижегородской епархии, в 1950 — Великолукский, 1951 — Чебоксарский и Чувашский, в 1953 — архиепископ Казанский, 1967 — Уфимский и Стерлитамакский, 1973 — Ивановский и Кинешемский. В 1977 году по болезни уволен на покой. Последнее время Владыка Иов проживал у своих детей в г.Львове, здесь и закончилась его земная жизнь. Будучи глубоко церковным человеком, обладая от природы скромным и миролюбивым характером, Владыка Иов везде оставлял о себе память как о благостном и добром архипастыре, пламеневшем верой к Богу и миром к людям. В 1945 году за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Преосвященный Иов Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден медалью. В 1977 году Святейший Патриарх Пимен пожаловал Владыке Иову орден святого равноапостольного князя Владимира 1 степени. 4 декабря 1977 года Преосвященный Иов скончался. 7 декабря в Свято-Георгиевском храме г.Львова после Божественной литургии митрополит Львовский и Тернопольский Николай совершил чин отпевания почившего архипастыря. Погребен Преосвященный Иов на Яновском городском кладбище. (Протодиакон Александр Киреев «Епархии и Архиереи Русской Православной Церкви в 1943 — 2008 годах»)
В Лыскове Владыка Иов жил на улице Верхняя Набережная, с ним жили его дети – Галина и Филипп. Помогала по дому епископу монахиня Нонна. Также приходили к нему монахини матушки Порфирия, Феофания и Варвара (из разоренного Макарьевского монастыря). Приходило и много верующих людей – за советом, за духовной помощью. Владыка был очень приветливый, внимательный, добродушный к людям. На Крещение Господне каждый год (во время служения епископа Иова, и позднее) ходили Крестным ходом на Сундовик, там заранее вырубали лёд в виде креста – Иордань, служили молебен, епископ и священник, святили воду. Владыка очень любил детей, всех, кого видел, благословлял по утрам, давал гостинцы и в церкви гладил по головкам всех детей, а мальчикам даже давал подержать свой посох! (Л.Л.Лямина)
О. Иоанн (Аргентов), 1907 г.р., в Казанской церкви служил с декабря 1950 г. по август 1966 г., из священнической династии, их род служил церкви 200 лет! В 30-х годах был осуждён как проповедник слова Божия на 10 лет. Был на фронте, примерно в середине войны был ранен, после этого приехал в Кириково, здесь жила его матушка – Любовь Михайловна. После лагеря не разрешалось служить священником, работал бухгалтером. Уже позднее, по рекомендации настоятеля Казанского храма о. Иоанна Ципровского, его поставили служить в храме в 1950 г. Вскоре он был назначен благочинным Лысковского округа.
Старостами в Казанской церкви были в 60-80-е годы 20-го века – Галина Ивановна Веретёхина, Наталья Семёновна Рябкова, Владимир Горячев, и уже в 90-е – Анатолий Сергеевич Сочнев.
На фотографии: (сведения предоставила участница хора 1943-1956 гг. Анна Шадрухина)
Верхний ряд, слева направо:
- Любовь Харитонова — певчая (альт), жительница д. Головково
- Антонина Ядрова — певчая (2-е сопрано), г. Лысково, ул. Подгорно-ремесленная
- Александр Иванович Рыбашев — звонарь и сторож храма, жил сначала на ул. Малая Кр. Слобод, потом — Красная Гора.
- Староста храма — ?
- Лука Львович Кузнецов — бухгалтер храма, певчий (бас)
- монахиня Евпраксия — работница просфорни
- монахиня — ?
- Елизавета Подоплелова — певчая левого клироса, жила на ул. Подгорно-ремесленная
Средний ряд, слева направо:
- Мария Алексеевна Баринова — певчая (2-е сопрано), родители — Масловы из д. Головково
- Протодиакон Павел — квартировал у Чалковых по ул. Пролетарской
- Священник — отец Иоанн Ципровский, жил на ул. Подгорно-ремесленная.
- священник — ?
- Священник — отец Иоанн Аргентов, настоятель храма, жил на ул. Подгорный конец
- священник — ?
- предположительно — Александр Иванович Лазарев
Нижний ряд, слева направо:
- Лабазина Мария Алексеевна, певчая (альт), жила на ул. Подгорный конец
- Нина Ивановна Абрамова — певчая (2-е сопрано), жила в Лыскове, позднее с мужем Анатолием Ивановичем (певчий теноровой партии) уехали в Арзамас
- Мария Петровна — певчая (альт), позднее — руководитель хора
- Елизавета Дрожжина — солистка хора (альт)
- Михаил Преображенский — певчий (бас), жил на ул. Верхняя Набережная
- Зимин Михаил Васильевич — регент прихода и преподаватель музыки Лысковского педучилища.
- Григорий ? — певчий (тенор), жил на Медянке, между ул. Пролетарской и ул. Трудовой
- Иван Васильевич Шишмарев — певчий (бас), уроженец с. Преснецово
- Нина Лепихина — уборщица храма
Благодаря стойкости и мужеству своих прихожан Казанская церковь не была осквернена и на многие годы (до 90-х годов ХХ столетия) была единственной действующей церковью в Лысковском районе и, соответственно, являлась духовным центром округа.
Казанская церковь в Лыскове построена в 1753 г. тщанием преосвященного Льва, епископа Воронежского и Елецкого. Что мы о нем знаем?
Преосвященный Лев, в миру Лаврентий Михайлович Юрлов, родился в семье Нижегородского дворянина Михаила Матвеевича Юрлова около 1678 г. в отцовском имении — селе Семове Курмышского уезда. Его жизнь была полна превратностей.
В юные годы он лишился своих родителей и не известно, как бы сложилась его судьба, если бы мальчика не взял на воспитание боярин Иван Борисович Троекуров. Троекуровы — угасший русский княжеский род, отрасль князей Ярославских, потомков Рюрика. У боярина Ивана Борисовича было два сына — Федор и Иван. Жизнь этой семьи очень тесно связана с известной фамилией того времени Лопухиных и с жизнью самого царя Петра Первого. Третьей женой Ивана Борисовича Троеку-рова была Анастасия Федоровна Лопухина — родная сестра царицы Евдокии, первой жены царя Петра, а Иван Иванович Троекуров был женат на княжне Настасьи Васильевной Лопухиной, двоюродной сестре царицы. Все Троекуровы служили при царс-ком дворе, а Лаврентий Юрлов состоял пажом при вдовствующей царице Марфе Матвеевне Апраксиной.
Во время службы при дворе у Лаврентия произошла ссора с денщиком царя Е.И. Пашковым, в лице которого он приобрел врага на всю жизнь. К этому времени не стало его покровителей: Иван Борисович Троекуров — государственный деятель, военный офицер, капитан-стольник, умер в 1703 г. Его старший сын Федор, стольник и спальник царя Петра, пользовавшийся особым царским расположением, погиб в бою под Азовом в 1695 г. Младший Иван Иванович Троекуров погиб в боевых действиях при взятии Нотебурга в 1702 г. С этих пор в жизни Лаврентия произошли изменения. Он должен был покинуть придворный круг и удалиться в монастырь.
В Троицком Сергиевом монастыре он проходил предварительные испытания и пребывал под руководством духовника иеромонаха Георгия Дашкова. В 1711 г. отец Георгий получил назначение архимандритом этого монастыря, а послушник Лаврентий Юрлов примерно в эти же годы был послан строителем в Астраханский Троицкий монастырь, где и пробыл пять лет. В этой обители Лаврентий принял постриг с именем Льва.
Дальнейшим продвижением он обязан своему покровителю Георгию, а также природному уму, отличному воспитанию, кипучей энергии и уверенно-сти в себе. Хотя в качестве недостатка отмечался его непокладистый характер. В 1716 г. иеромонах переведен строителем в Астраханский Спасо-Преображенский монастырь, а в 1718 г. перешел в Донской монастырь. Но вскоре иеромонах Лев был определен в число братства Александро-Невского монастыря, откуда взят был во флот на корабль «Ангут», туда монахи вызывались из лучших монастырей для испытания «в надежде архирейства». А по окончании кампании Высочайшим Именным указом в 1720 г. определен архимандритом в г. Переславль–Залесский, в Горицкий Успенский монастырь. В том же году он подписал в числе других настоятелей монастырей «Духовный Регламент». 20 мая 1724 г. по случаю совершившегося коронования императрицы Екатерины І, архимандрит Лев принял участие в торжестве по вызову Св. Синода. С этого же года начинается энергичная борьба архиманд-рита Льва за сохранение монастырских вотчин.
По поручению Монастырского приказа канцелярист Кожин в отсутствие и против воли архимандрита Льва вывез на подводах оставленный на пищу братии хлеб. Посланные архимандритом Львом в погоню люди застигли обоз с монастырским хлебом в 70-ти верстах от монастыря; хлеб был возвращен, мука была употреблена в братский расход, а овес на посев. Монастырский приказ усмотрел в этом «неумеренную продерзость» и «презрение Его Императорского Величества указу» и донес Св. Синоду. Монастырский приказ потребовал из Горицкого монастыря 50 четвертей ржи, но архимандрит Лев ответил отказом и протестом в резкой форме, последствием чего была передача вотчин Горицкого монастыря в управление комиссару Ярославской провинции Артемию Лаптеву.
В 1725 г. Лев участвовал в церемонии погребения Петра І, а 4-го июня того же года состоялось опреде-ление Синода о вызове его на чреду священно-служения и для присутствования в заседаниях Синода на 1726 год. Весной того же года, после воцарения нового императора Петра II, состоялась хиротония Льва во епископа Воронежского и Елец-кого. В Москве, где находился в это время епископ Лев, скончалась императрица Екатерина I, и он сослужил прочим иерархам заупокойную службу над гробом почившей императрицы и торжественную о возведении на царский престол императора Петра II.
В сане епископа Владыка находился с 27 мая 1727 г. по 8 июня 1730 г. Преосвященный Лев много потрудил-ся по постройке кафедрального Благовещенского собора. Он первый из архипастырей Воронежских устроил «школы для детей священнических и прочих в надежду священства».
После смерти государя Петра II начались тяжелые дни для Воронежского епископа. На русский престол была избрана Анна Иоанновна, племянница Петра I. Забыв своё русское происхождение, она покровитель-ствовала балтийским немцам, выдвигая их на ведущие государственные посты. В тяжелом угнетенном поло-жении находилось высшее церковное управление при Анне Иоанновне и разделило участь всей России, оказавшейся в руках «двух-трех временщиков и при том не русских по духу. Ни до, ни после Анны ни одно русское правительство не обращалось с духовенством с таким недоверием и с такой безсмысленной жесто-костью». В Воронеже 14 февраля 1730 г. был получен манифест об избрании на престол Анны Иоанновны и «чтобы всякого чина люди, как духовного, так воинского и гражданского, Бога благодарили». На следующий день епископ Лев приказал священникам возносить имя «благочестивейшей Великой Княгини Евдокии Феодоровны Лопухиной (не упомянув мона-шеское имя Евдокии — Елена), царевен и цесаревен и о державе их». Но имя взошедшей на престол Анны Иоанновны не упоминалось. Поступок епископа был прямым и смелым, он, как и архиепископ Георгий (Дашков), сделал ставку на Евдокию Федоровну Лопу-хину (первую супругу Петра I). С ее именем связыва-лись ожидания на возврат «старины» Московского царства.
Когда же Анна Иоанновна утвердилась на престоле, епископу Льву пришлось отвечать по статье политического бунта. В Воронеже в это время вице- губернатором был его давнишний враг Пашков, кото-рый допрашивал архиерея. 18 февраля он требовал ответа: будет ли исполнение по манифесту? Владыка отвечал: «церковного поминовения о государе импе-раторе Петре II и о Ее Императорском Величесве молебного торжества без присылки к нему о том особливого точного указа из Синода собою чинить опасен, рассуждая то, что может быть не сделается ли впредь другой какой отмены». Пашков требовал от архиерея, чтобы он без сомнения благодарение Богу учинил немедленно. Епископ Лев на следующий день разослал по епархии указ о поминовении новой Императрицы. В Синод он написал смутное объяснение в надежде, что его защитят его друзья: Георгий (Дашков) и Игнатий (Смола). Они и сделали попытку замять дело, объясняя промедление Льва ссорой между ним и Пашковым. Но главенствующий в Синоде Феофан (Прокопович) не мог быть этим обманут. Он копил обвинительный материал против всей группы и в июле того же 1730 г. начал обвините-льное следствие не только против Льва, но и против своих сочленов по Синоду, т. е. против Георгия (Дашкова) и Игнатия (Смолы), виновных в проволочке и сокрытии дела Льва. И 20 сентября 1730 г. Синод постановил послать экстракт дела генералу Ушакову, лишив Льва священного и монашевского чина. 2 октября он был лишен сана, высечен плетьми и сослан с именем Лаврентий в Крестный монастырь Архан-гельской губернии. Был приказ держать его «за караулом, в келье неисходна, никого к нему не пускать, чернил и бумаги не давать и в церковь ходить под караулом».
Расстрига Лаврентий Юрлов более десяти лет находился в ссылке. Архиепископ Ростовский Георгий (Дашков) и митрополит Коломенский Игнатий (Смола) также были лишены сана и отправлены простыми монахами в монастырь, где и почили. По вступлении на престол императрица Елисавета Петровна признала Льва Юрлова невиновным. «Именным указом Святейшему Синоду 1742 года 22 апреля возложен на него омофор и мантия; велено ему дать и епархию». Но владыка Лев от епархии отказался по слабости здоровья. Ему была назначена пенсия, и настоятельство в московском Знаменском монас-тыре в Зарядье. Кроме того, он состоял присутствую-щим в Святейшем Синоде.
Возможно, что каменная Спасская церковь в с. Семове, построенная в 1745 году, построена тоже тщанием преосвященного Льва. Сохранилось любопытное письмо Льва от 11 сентября 1743 г. к своим родственникам в с.Семово.
Епископ Лев (Юрлов) скончался 28 января 1755 г. Согласно завещанию погребен в Знаменском монас-тыре. Сохранилось свидетельство современника, знавшего епископа в 40-50 годах: «Вся Москва очень чтила и уважала его: он был точно истинный святитель и слуга Христов, человек умный и пречестный».
Исаева Т.С., член общества «Лысковский краевед».
Использованный материал:
Н.А. Комолов «Жизнеописание Льва (Юрлова), епископа Воронежского и Елецкого».
Майков Л. «Лев Юрлов и его письмо к родственникам».
Литература:
- Архивная справка № 519/01-16 от 28.06.2004 г. из ГУ ЦАНО
- «Это знаменитое село Лысково» автор — А. Мясникова
- Статья Виталия Краснова, ст. научного сотрудника НИИ «Этнос»
- Житие священномученика Александра Щукина
- Статья В.Н. Беляевой «Монастыри села Лыскова Нижегородского уезда и их хозяйство в XVII веке»
- Материалы Лысковских краеведов