Воскресенье, 25 сентября — неделя 14-я по Пятидесятнице.
«…много званых, а мало избранных». (Мф.22; 14)
Я хочу обратить ваше внимание на две стороны очень богатого содержания сегодняшнего Евангелия. Во-первых, Господь призвал на брак – то есть на самую совершенную радость – самых близких Ему людей, тех, которые всегда в минуты радости около Него были. Но вот, когда дело дошло до последней радости, до брака Сына Его, когда радость оказалась такая, что надо было приобщиться Его радости, а не только разделить с Ним радость – тогда все начали от этого брачного пира отказываться. Не так ли бывает часто с нами и по отношению к Богу и по отношению друг ко другу? Когда чужую радость мы можем разделить, чтобы она стала нашей радостью – мы с готовностью идем. Но когда нам надо только радоваться чужому счастью, когда в конечном итоге радость окажется не нашей – нам некогда, у нас своя забота, нам некогда пойти только ликовать, потому что кто-то другой ликует… Делить горе иногда – не всегда – кое-как умеем, а разделить радость бывает очень трудно. Нужно иметь много великодушной любви, чтобы уметь радоваться чужой радости. А если мы не можем радоваться так, то значит, любви к человеку или к Богу у нас очень, очень мало; и оказывается, что мы умеем радоваться только тогда, когда рассчитываем, что радость будет наша. И об этом говорит вторая черта сегодняшнего Евангелия. Когда все близкие отказались, Господь повелел собрать людей, которые никогда к Нему раньше близко не подходили: Пусть Мой пир наполнится… И вот собрались люди; все приходили недостойными этого пира и этой радости, приходили нищие, и всех принимал Господь, и каждого Он принимал с щедростью и гостеприимством, которое из них делало не нищих на Его пиру, но гостей, равных Ему; их принимали и мыли, и одевали, чтобы они не чувствовали себя не на месте. Но среди них оказался такой, который пришел не разделить радость, а насытиться трапезой Господней. Он, видно, прошел мимо тех, которые хотели его приготовить к пиру: не для того я пришел, чтобы прихорашиваться, я пришел поесть… — и прошел прямо в пир. И когда вошел хозяин, то увидел, что были нищие с благодарным сердцем, которые захотели быть такими гостями, чтобы хозяин на них глядел и не стыдился, чтобы Он мог радоваться, что они широко приобщены этой радости: не только насыщены, но одеты, утешены, обрадованы. А среди них Он увидел такого, который только от жадности пришел – и того Он Своим гостем не признал; этот человек пришел не для того, чтобы с Ним разделить радость, пришел не возрадоваться радостью Господней, а только насытиться Его щедрот. И такому на пиру не оказалось места. Не так ли мы часто идем на пир Господень, не этого ли мы часто ожидаем от Церкви, от Бога? Пир уготован. Агнец заклан, но этот Агнец – Христос, Сын Божий. Радость Господня в том, что, когда мы приобщимся тайне Христа, мы станем детьми Его собственного дома. Но приходим ли мы с готовностью разделить со Христом все то, что Он Собой представляет? Приходим ли мы с готовностью так приобщиться Христу, чтобы не только вечная Его слава, но и временный Его подвиг, страдание, крест стали нашим достоянием? Готовы ли мы пройти через всю тайну Христа, или же довольно нам того, что Христос умер за нас, а мы хотим жить Его жизнью, не умирая ни миру, ни себе? Не подобны ли мы тогда тому единственному гостю, который пришел, чтобы только получить, только насытиться, который только о себе думал, но не захотел приобщиться самой тайне пира, самой крестной радости Воскресения? Подумаем об этом – часто ли мы отзываемся, когда нас зовет Господь: «Придите ко Мне»? Не отвечаем ли мы: заботы мои меня поработили. А когда мы приходим – потому что мы не только призванные, но и трудящиеся и обремененные – идем ли мы, чтобы стать одной жизнью с Тем Богом, Который нас так любит, что Он Своего Сына Единородного дал, чтобы мы были спасены, чтобы жизнь Его стала жизнью нашей? Хотим ли мы приобщиться всей Его радости и любви, или только Его славе, только покою, только миру, только победе – которые Он нам может дать ценой креста и смерти Единородного Сына? Подумаем об этом, потому что слово Господне – не только призыв к вечной жизни, но и суд. (Митрополит Сурожский Антоний
Вторник, 27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Этот праздник был установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня. В 326 году благочестивая мать императора Константина Елена отправилась в Иерусалим по поручению своего сына, имея пламенное желание по внушению Божию найти Крест, на котором был распят Иисус Христос. По указанию одного престарелого еврея под руинами снесенного капища Венеры обнаружили три креста, четыре гвоздя и дощечку с надписью, сделанную по приказанию Пилата. Чтобы определить, на котором из трех крестов был распят Христос, каждый из крестов последовательно возлагали на умершего человека. Когда на того возложили Крест Господень, покойник ожил. Чудо воскресения умершего и исцеления силой Креста тяжелобольной женщины показало, что найден Животворящий Крест Господень. Патриарх Иерусалимский Макарий с другими священнослужителями высоко поднял Крест Господень, а весь народ христианский в восторге взывал: «Господи, помилуй!», поклоняясь Кресту. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня соединено другое воспоминание о возвращении Креста Господня из персидского плена. В 614 году царь персидский Хозрой овладел Иерусалимом и увез Крест Господень в Персию. Во время пребывания Креста в Персии Хозрой не осмелился вынуть святыню из запечатанного ковчега, в котором она хранилась. В персидском плену Крест Господень оставался неприкосновенным. В 628 году, при заключении мира с Византией, Животворящий Крест Господень был возвращен преемником Хозроя Сироесом. Это произошло 14 сентября (по ст.ст.). В церковных песнопениях этого дня святой Животворящий Крест воспевается как «дверь райская», «пристанище спасения», «красота Церкви», «хранитель всея Вселенныя».
«Пустите детей приходить ко Мне»
В Воскресной школе Прихода начались занятия с детьми. Иоанн Златоуст предупреждает: «Родители, которые пренебрегают воспитывать своих детей по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело ввергают в геенну огненную». Отцы и матери! Одни без детей своих вы спастись не можете — и это надо помнить! Что можем мы ждать от детей, если наша забота о них будет ограничиваться только стремлением накормить и одеть их. А кто сделает остальное? Улица? Школа? Так не ограничивайте своего влияния на детей только заботой раз в неделю привести их в церковь и оставить в ней на их же произвол. Нет, это не возродит живой веры. Ваша забота должна состоять в воспитании в детях страха Божия, во внушении им православных понятий, в научении их своим примером, всей жизнью своей. Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Разговаривайте с ним обо всем. Благословляйте детей ежедневно утром и вечером, даже и тогда, когда их нет дома. Вкореняйте в детях обычай чаще ограждать себя крестным знамением. Так надлежит нам учить детей наших сейчас, воспитывая в них высшую нравственность христианскую, чтобы жили они, чтобы живы были мы, и не захлебнулся бы мир злом окончательно. (Архимандрит Иоанн Крестьянкин)
«Источник всех добродетелей — это именно воспитание, тщательное и благочестивое». (Эразм Роттердамский)