Понедельник, 11 сентября — Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
В этот праздник, относимый Православной Церковью к категории великих, вспоминается мученическая кончина святого Иоанна Предтечи. В этот день положен строгий пост как выражение скорби о насильственной смерти великого пророка. Святая Церковь чтит Иоанну Предтечу выше всех святых после Богоматери. Обыденный ум не понимает, как можно праздновать такое событие. Но «праздновать» — не значит «веселиться». Праздновать — значит упраздниться, освободиться от житейских нужд и посвятить день Богу.
После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четверовластником, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно жил с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. На пиру по случаю дня рождения Ирода дочь Иродиады Саломия плясала и угодила Ироду и возлежащим с ним и по совету своей матери попросила в награду голову Иоанна Крестителя. Святой пророк был обезглавлен. Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Льдины сдавили ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Как некогда она плясала ногами по земле, теперь, словно пляшущая, она производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ей шею. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как когда-то принесли им главу Иоанна Предтечи. Аравийский царь в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Гая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там во время землетрясения они были поглощены землей.
«И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Лк.7,23)
Иоанн Креститель говорит о себе по отношению к Господу: мне надо умаляться, сходить на нет, для того, чтобы Он возрос. Но когда он был в темнице, эта колоссально великая душа заколебалась… Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак. И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило умаляться из года в год, если Тот, то стоило и теперь умирать, потому что все, для чего он жил — исполнено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все бессмысленно. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?.. И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? — он не получает ответа прямого, утешающего, Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с миром! Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, хромые ходят, мертвые воскресают, нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не добавляет, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне, пойдите, скажите Иоанну. И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, не требуя ни знамений, ни доказательств, верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах своей души глас Господень. Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге, Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем; о подвиге, которому предела нет. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий. И в день усекновения его главы, когда пред ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться о тех, которые тоже в ужасе, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, в застенках, умирали одинокой смертью человека. Вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!» (Митрополит Сурожский Антоний)
31 августа 2017 г. в г. Лысково открылся епархиальный центр гуманитарной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
31 августа 2017 года в городе Лысково состоялось освящение центра гуманитарной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Центр действует от прихода в честь Казанской иконы Божией Матери города Лысково. Молебен и освящение помещений склада совершил секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов; ему сослужили помощник благочинного Лысковского округа по социальному служению иерей Сергий Кузнецов, клирик Вознесенского собора города Лысково иерей Михаил Швецов, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению протодиакон Виталий Шевчук. На молебне молились подопечные центра- молодые мамы с детьми, и.о. директора ГКУ НО «Управления социальной защиты Лысковского района» Голубева Татьяна и и.о. директора ГКУ НО «Управления социальной защиты Лысковского района» Колесникова Татьяна. По словам руководителя центра, протодиакона Виталия Шевчука, гуманитарный склад — это огромное подспорье людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: многодетным мамам, кризисным беременным, инвалидам и другим. Бывают ситуации, когда пара обуви или продуктовый набор мотивирует женщину на принятие самого главного в жизни решения – сохранения беременности и рождения малыша. В нашем городе много людей, которые нуждаются в помощи. Но не меньше добрых людей, которые готовы помочь в трудную минуту. Гуманитарный центр начинает работу в рамках проекта-победителя грантового конкурса по открытию церковных гуманитарных складов, проводимого Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. (Сайт Лысковской епархии)
13 сентября — Положение честного пояса пресвятой Богородицы (395-408).
После Успения Пресвятой Богородицы Ее одежды, как святыня, передавались верующими из поколения в поколение. Греческий император Аркадий принес пояс Богоматери из Иерусалима в Константинополь и сделал для него ковчег. С 408 г. пояс хранился в построенном для него храме в драгоценном ковчеге. Празднество Положения честного пояса установлено в воспоминание чуда, бывшего от пояса над больной греческой царицей Зоей, супругой императора Льва Мудрого. Царица Зоя получила однажды во сне откровение, что она немедленно исцелиться от тяжелой болезни, если будет возложен на нее пояс Богородицы. Тогда пояс был вынут из ковчега и возложен на больную, и она выздоровела. После этого пояс опять был положен в ковчег. В конце Х века пояс был разделен на три части, хранившиеся в Болгарии и Грузии. Часть пояса была пожертвована в 1151 г. князем Сербским Лазарем на Афон Ватопедскому монастырю. Здесь пояс разделили на две части. Одна половина была вложена в крест, другую во время эпидемий выносили к народу, и страждующие получали исцеление. Еще одна часть честного пояса Богородицы находилась в Трирском монастыре.
По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.