Воскресенье, 25 июня — Неделя 3-я по Пятидесятнице
«Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6,24)
В прошлое воскресенье святая Церковь внушала нам, братие, мысль о том, что для последования Христу необходимо отрешиться от пристрастия к благам земным, указывая на первых апостолов Христовых, которые по одному слову Христову: Идите за Мною (Мф.4,19) — оставили все и последовали за Христом. В нынешнем евангельском чтении мы слышим призыв к тому же — именно нам напоминается слова Господа о птицах небесных, которые не сеют, не жнут, не собирают в житницы, о полевых лилиях, которые не трудятся, не прядут (Мф.6,26,28). Совершеннейший пример исполнения этих наставлений Господа представляют святые апостолы, в частности Варфоломей и Варнава. Выслушав заповедь Господа идти на проповедь Евангелия, не взяв с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха (Мф.10,9-10), святой апостол Варфоломей отправился к народам языческим, в Индию и другие места, хотя знал, что его могут встретить враждебно. Когда же за исцеление дочери царя последний послал апостолу несколько верблюдов, навьюченных золотом, серебром и другими драгоценностями, святой Варфоломей отказался принять дары и сказал: «Я не этими вещами торгую, но ищу приобрести душ человеческих. Если тех приобрету и представлю Господу, то добрым купцом явлюсь пред Ним». И святой апостол Варнава, продав землю свою, принес деньги и положил к ногам апостолов, сам же впоследствии разделял все трудности апостольских путешествий вместе в великим апостолом Павлом. Чему же должны мы, братие, научиться, слыша слова Господа о том, что не должно быть многопопечительными о земных благах? Последовать ли нам вышеизображенным примерам апостолов и святых подвижников? Конечно, могий вместити да вместит (Мф.19,12). Если же кажется нам это совершенно невместимым, то начнем хотя бы с напоминания себе о том, каково учение Господа об отношении к благам земным. Затем, если самым делом не можем исполнить требуемое Господом, то хотя сердце свое очистим от чрезмерных попечений и пристрастий земных. Пусть для сердца нашего большим будет сокровищем Христос, чем блага земные; пусть, по крайней мере, постепенно приготовляется сердце наше для подобного предпочтения Христа всему земному. Будем, однако, при этом помнить, как опасно, прикасаясь к огню, остаться не опаленным, — как трудно, вращаясь среди пристрастий земных, остаться бесстрастным и подобно богатому юноше не отойти от Христа, как трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф.19,23). Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6,21). А чтобы легче было нам освободить сердце свое от попечений земных, нынешнее евангельское чтение научает нас большему упованию на Промысл Божий, ибо Отец наш небесный знает, что мы имеем нужду во всем этом (Мф.6,32). Будем терпеливы в уповании на промышление Божие о нас, зная, что когда просим (Бога) по воле Его, Он слушает нас (1Ин.5,14). Мы научены тому, что если Бог Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, то как с Ним не дарует нам и всего» (Рим.8,32), ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам, явленная в том, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим.5,8). Апостолы, проникшись подобным ведением любви Христовой, действительно всецело уповали на пославшего их Христа и не боялись никаких скорбей и страданий во время проповеди евангельской: они твердо веровали, что и волос с головы их не пропадет без воли Божией (Лк.21,18), и поистине такою верою и терпением своим спасли души свои (Лк.21,19). Будем и мы иметь терпение упования на Бога, промышляющего о нас, веруя, что и скорби наши, если будем иметь терпение, обратит Бог во благо (Рим.8,28). Пусть эта живая вера в Промысл Божий, управляющий всеми путями жизни нашей, будет для нас как бы оком, просвещающим всю жизнь нашу, по слову Господа: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф.6,22-23), т. е. все пути жизни нашей будут светлы, если будем иметь светлое око души — веру в промышляющего о нас Отца небесного, пославшего Сына Своего для искупления мира (Ин.12,35-36). (Священномученик Фаддей (Успенский) архиепископ Тверской)
Мысли святителя Дмитрия Ростовского
о святом Таинстве Причащения.
Замечательно по превосходным сравнениям и неотразимой силе убедительности следующее наставление св. Дмитрия Ростовского о пресуществлении Святых Таин.
1. «Если кто изъявляет сомнение и неверие касательно Божественного Таинства, — как хлеб, находящийся на трапезе, предлагается в тело, а вино в кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и становится в священном служении истинным телом и кровью Его; то всякий православный христианин должен спросить его так: может ли Бог сделать больше человека и выше разума его? И когда скажет: может, — скажи ему: почему же Он не может дать нам своей плоти в пищу? Словом Господним небеса утвердишася (Пс.32,6), тем же словом Божиим пременяет он хлеб и вино в тело и кровь Свою».
2. «И если удивляешься тому, как тот же Христос — и на трапезе, и на небесах, то удивляйся и тому, как одно солнце, которое нас здесь освещает и согревает, в то же время светит и на небе и на земле, и на востоке и на западе, и во всех странах мира. Так и Христос — в то же время и на небе, и на земле — в пречистых тайнах, как один всемогущий и всесильный, и на небе истинно по естеству, и на земле властию Божества, совершает великие и преславные дела, непостижимо и несказанно превыше ума человеческого».
3. «И опять, если удивляешься тому, как один Христос во многих частях подается верным равно целый, не меньший в одной части, и не больший в другой: удивляйся же тому, один мой голос и у меня в устах, и в ваших ушах есть один и тот же голос».
4. «И если удивляешься, как тело не сокрушается в раздроблении Таин, когда раздробляется Агнец, и как во всякой части есть целый и совершенный Христос; — удивляйся и сему, как это, когда зеркало раздробится на малые части, то образ человеческий в нем не раздробляется, но во всякой части представляется целым, как и в полном зеркале».
5. «Если удивляешься тому, как Христос, часто снедаемый, не умаляется, но цел пребывает вовеки; — удивляйся и сему, как, зажегши одной свечой другие свечи, ты не уменьшает чрез это светлости первой свечи».
6. «И если спросишь о том: как Христос, вшедши вовнутрь нашего естества, не оскверняется и не заключается? То и я спрошу: солнце, проходя над нечистыми местами, оскверняется ли через это, или нет? — Знаю, что мудрый и верный не осмелится сказать: да! Тем более не оскверняется Христос, Свет всякой чистоты, и не заключается Сущий, Которого не могли удержать ни ад, ни гробные печати, ни двери во входе к ученикам, затворенные и твердо заключенные.
7. «И если удивляешься, как в такой малой части Таин — весь полный и целый Христос, то дивись и сему, как в таком малом зерне зрачка твоего вмещаются и им объемлются такие великие города? Но узнав сие, ты не испытывай неиспытуемого Таинства, а с несомненною верою и сердечной любовью воздавай благодарение сильному и всемогущему Царю и Богу Вседержителю, и делами и умом, за неисповедимые дары Его».
8. «И опять в рассуждении тела Господня — право веруй с Церковью о страшных Тайнах. Хотя телесными очами усматриваешь ты видимый хлеб и вино, но крепко веруй, без сомнения, тому, что существо их, наитием и действием Святаго Духа и властью всемогущего Слова Божия, пременяется в Тело и Кровь Христову, так что ничего иного здесь не остается, а только самое истинное Тело и Кровь Господня, под видом пшеничного, квасного, новоиспеченного хлеба, и вина, выжатого из виноградных ягод».
Вразумление тех, кто самовольно уклоняется от святого причащения.
Да ужаснутся самовольно удаляющиеся от святого Причащения, потому что они через это самое служат врагу нашего спасения, дьяволу. «Многие, — говорит святой Иоанн Златоуст, — вижу, не часто причащаются: сие дьявола есть дело. Тот претит, дабы не часто Тело Христово принимали. И се яве есть, иже не часто причащается, многу власть на себя дьяволу дает и волю на нем дьявол приемлет и ведет его на вся злая». Помни это, христианин, и возможно чаще приступай к Божественной трапезе, сознавая свое недостоинство, и возложи упование на милосердие Божие. «Несть тебе Бог враг, но врач; исцелити тя, а не погубити хочет, — учит святитель Дмитрий Ростовский. Почто убо Божественные Его бегаеши чаши? Лучше ти есть приемшу духовное то врачество исцелитися, неже отбегшу от врачества в большие болезни греховные впасти и погибнути»… «Какое сокровище мы имеем в руках своих и именно в руках наших, потому что никто не возбраняет и не запрещает нам приходить и пить из сей Чаши Жизни; когда только угодно, приходи и пей, и не только никто не возбраняет, но Церковь каждодневно призывает вас к сей Чаше Бессмертной — приступите, вопиет она, Тело Христово примите, Источника Бессмертного вкусите». (Иннокентий, митрополит Московский)
«Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный,
и Аз воскрешу его в последний день» (Ин.6)
По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.