Суббота, 19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
В тропаре праздника говорится: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Незадолго до Своей Крестной Смерти Иисус Христос являет апостолам Свою Божественную славу, показывая этим, что страдания, предстоящие Ему, добровольны, а не вынуждены и не являются поражением. Слава Богочеловека проявилась на Фаворе очень ярко, но ученики могли ее видеть «якоже можаху», то есть в той мере, насколько они были к тому духовно готовы. Важно понимать, что событие Преображения было дано не для трех апостолов, а для всех учеников Христовых. Поэтому мы и просим Господа, осознавая свое собственное недостоинство и опираясь на молитву Его Пречистой Матери, чтобы и нам воссиял этот Божий вечный свет. Воссиял в наших сердцах, просвещая и очищая внутренний мир наших душ. (протоиерей Борис Балашов)
На Фаворской горе, когда Христос стоял между Моисеем и Илией — один представлял Закон, другой всех пророков — и беседовал с ними о том, что надлежит быть, о том, что идет Он теперь на смерть, на распятие по любви Божественной для спасения мира, в этот момент пробился Божественный свет, охватил все Его естество, и ответно воссияла Его человеческая природа, отдавшаяся до конца Живому Богу на смерть. И Его ученики тогда увидели, Кто Он есть: Агнец Божий, распятый для спасения мира еще до того, как создан был мир. Для того, чтобы войти в это видение, им надо было самим приобщиться в какой-то мере тому, что совершалось. Церковное предание говорит, что эти три ученика представляли собой: один — веру, другой — любовь, третий — праведность. И вот из глубин своего естества они уловили нечто о совершающемся, увидели свет, который лился от Христа на все окружающее, вызывая во всем ответную жизнь и отклик. И они вошли во славу Божию, в то же облако, и было так хорошо. Другого ничего не нужно было, кроме как быть перед лицом славы Господней. Но ученики не уловили причину, они не уловили, что только потому им так была открыта слава Божия, что их Учитель шел на смерть. Им хотелось остаться в этой радости, никогда не отлучаться от преображенного Христа: но именно для этой разлуки и пришли Моисей и Илия беседовать о ней со Спасителем. И когда ученики захотели остаться, Христос им ответил: «Нет!..» — и повел их в долину, с высот Фаворской славы в ужас земной нужды, земной трагедии. Они там встретили отца, который отчаялся в спасении своего ребенка, они застали там других учеников Спасителя, которые ничего не могли сделать для отца с ребенком. Помог только Христос. Помог Он тем, что исцелил ребенка; но когда ученики Его спросили — Почему мы не смогли этого сделать? — Он им сказал: «Этот род изгоняется только молитвой и постом». И вот нам дается, по временам, это переживание чего-то дивного, божественного — вошедшего в жизнь. И, пережив это, мы должны это сохранить как самое драгоценное и войти в мир для того, чтобы этим поделиться. Поделиться же этим мы сможем, только если возьмем на себя подвиг поста и молитвы: не только вещественного, физического поста, но воздержания от всего, что центром своим имеет нас самих, от всякого эгоизма. И это мы можем осуществить, только если мы будем молиться; и опять: не только произносить молитвенные слова, но всеми силами стремиться к тому, чтобы в тусклом осиротелом мире оставаться в общении с Живым Богом, Который есть и свет, и радость, и жизнь. Поймем же, что, когда нам дано человека или Живого Бога нашего восприять в этой славе, — это говорит о том, что пришло и нам время, вглядевшись в Фаворскую тайну, войти во тьму мирскую, чтобы принести тот свет, который и во тьме светит и которому тьма бессильна воспрепятствовать. Это наше призвание, как это было призванием учеников и как это было делом Христовым. (Митрополит Сурожский Антоний)
В праздник Преображения Господня Святая Церковь установила освящение плодов винограда нового урожая. Основная мысль молитвы на освящение плодов состоит в том, что вино из новых виноградных плодов и Евхаристический Хлеб на святых престолах храмов станут Святыми Телом и Кровью Христовыми во время совершения Божественной литургии. Мы благодарим Бога за то, что Он подает нам земные плоды, которые станут Небесной Пищей для Учеников Христовых.
Воскресенье, 20 августа — Неделя 11-я по Пятидесятнице
13 августа 2017 года, во время визита в Арзамас Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоялось торжественное открытие памятника уроженцу этого города Патриарху Сергию (Страгородскому). Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Арзамас, чтобы принять участие в торжествах, посвященных 150-летию со дня рождения Патриарха Сергия. Открытие памятника состоялось после патриаршей Божественной литургии в Воскресенском кафедральном соборе города. Чин освящения монумента совершил Святейший Патриарх Кирилл. Епископ Силуан принял участие в открытии памятника Патриарху Сергию (Страгородскому) в Арзамасе. (Сайт Лысковской епархии)
Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас!
7 августа 2017 г. в поселке Макарьево состоялось открытие памятника преподобному Макарию Желтоводскому. Церемония открытия прошла во время крестного хода вокруг обители после Божественной литургии в честь дня памяти основателя монастыря. Чин освящения памятника совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. После открытия памятника глава митрополии и губернатор Валерий Шанцев обратились с речью к присутствующим, в которой отметили важность увековечивания памяти святых. Памятник установлен на берегу Волги с северо-западной стороны обители. Преподобный Макарий изображен в традиционных схимнических одеждах, поддерживающим одной рукой большой крест, а в другой держащим свиток с изречением апостола Иакова: “Вера без дел мертва есть”. Решение о возведении памятника было принято в 2015 году по инициативе митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, епископа Лысковского и Лукояновского Силуана и администрации Лысковского района. Средства были собраны через благотворителей и пожертвования христиан Лысковской епархии. (Сайт Лысковской епархии)
По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.