Воскресенье, 4 февраля — Неделя о блудном сыне.
У одного человека было два сына. Один жил просто: вся его воля сливалась с волей отца. Ему и в голову не могло прийти, как можно не слушаться отца, ведь это отец! Младший сын был иной. Счастье, — думал младший сын, — связано с полной свободой и не может быть без нее. Всякое ограничение свободы закрывает доступ к полному счастью! И помехой этому, как ни странно, -отец… Ну как тут жить, пребывая всегда на глазах собственного отца? И тогда он набрался духу и дерзнул спросить у отца жить отдельно. Отец, как человек мудрый, увидевший бурю смущения в сердце своего сына, не стал удерживать его. Что бы значили все умные слова отца, если сердце отрока воспылало самомнением? Можно, конечно, прикрикнуть на сына и заставить работать на себя; и сын вновь пойдет молча на работу, но при этом внутри озлобившись на отца, который преграждает ему путь к счастью. Для отца, который предвидит страдание сына, важнее будущих физических страданий его — свободная любовь к отцу. И с глубоким вздохом и с болью в глазах отец отпускает сына… навстречу страданиям. Вот оно, долгожданное счастье! Делаю, что хочу! Как мог отец сдерживать его в своем имении и не позволять вкусить такую радость и полноту жизни? Музыка, смех, уверения в преданности, застолья, вино, общение — свобода! Счастье! Но… деньги, на которых все это зиждилось, неожиданно закончились. И сразу обнаружилась странная вещь: у друзей появились свои заботы, девицы почему-то обратили свои прекрасные взоры на других молодых людей, у которых есть деньги. И по сердцу нашего героя пробежал холодок от одиночества и оставленности… Оказывается, окружающим нужны были его деньги, сам же он при всех их уверениях в вечной преданности оказался совсем не нужен! Но сын не стал отчаиваться: он же молодой, здоровый, сильный. Он еще построит свое счастье! Пошел искать и он работу. Но в чужой стране он смог найти только самую малооплачиваемую и неквалифицированную работу — «пасти свиней». И наш герой дошел до такого состояния, когда «был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему». И тут блудный сын все чаще стал вспоминать отца… Именно у свиного корыта, заметим, вспомнил о нем. Сын готов был ради жизни отказаться от наследства и работать на отца уже не как сын, но как наемный работник. Наследство он истратил… Но возникает вопрос: а примет ли отец? Ведь отец вправе обидеться на сына и прогнать его. Он может сказать: ты хотел свободы? Вот и получай свою свободу! Несмотря на это, сын «встал и пошел к отцу своему». Отец, увидав его вдалеке, не смог удержаться на месте и побежал ему навстречу. Сын заплакал: «Прости, отец, я был не прав…» И в ответ сын услышал то, о чем на тот момент он даже помыслить не мог. Отец велел дать ему одежду самую лучшую «и дайте перстень на руку его» — перстень с печатью рода, то есть отец без промедления тут же возвращает сына в права наследства. Вечером возвратился с поля старший сын, уставший, пыльный, голодный. А тут пир! «Он осердился и не хотел войти»: я добросовестно работаю на тебя, и «ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями своими», а здесь пришел твой сын, промотавший целое наследство, да как? «С блудницами!» И ты его так встречаешь? Разве это справедливо? Отец отвечает ему: зачем тебе нужен праздник, когда у тебя каждый день как праздник. Ты всегда с отцом! Ты не знаешь, что такое предательство, полное одиночество. Ты знаешь, что такое мечтать есть из свиного корыта? Нет. Чему ты позавидовал — откормленному теленку, но ведь все мои стада — твои! Быть под защитой сильного отца, каждый день чувствовать на себе его любовь — разве после этого нужно какое-то дополнительное веселие? «А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Из этой простой истории можно вывести несколько жизненных правил: 1. Человек свободен. Бог-Отец попускает человеку уйти от Себя, даже предвидя гибельность его пути. Бог может все! Кроме одного: спасти нас без нашего согласия. 2. Все, что человек имеет: жизнь, чувства, молодость, здоровье и т. п. — все это наследство Отца. Это временный дар для земной жизни. 3. В определенный момент человеку начинает казаться, что он с этим может делать все, что заблагорассудится. Появляется страстное желание уйти от Бога, от Его святых заповедей. 4. Есть в этом мире истинное, единственное счастье для человека и есть иллюзия счастья. Вдали Отца — всегда иллюзия. Такое веселие — всегда временно, и в конце его — разочарование. 5. За горизонтом «красивой жизни» — всегда свиное корыто. Это непреложный жизненный закон. 6. Как часто человек в своей жизни встает перед вопросом: а кому я нужен? Богу-Отцу ты всегда нужен! Оглянись: Он стоит на дороге и ждет тебя. 7. Самое главное в жизни человека — это путь Домой. Наш дом — на Небесах, «ибо один у вас Отец, Который на Небесах». 8. Любой человек грешен, а значит уже не достоин называться Богу сыном. Но у Бога больше любви, чем справедливости. 9.Бог ждет нас всегда. Ждет до последнего. 10. Бог неожиданно даст вам больше, чем вы предполагали! Правда, при одном условии… Это условие — самое главное в притче, когда сын говорит: прости… «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою». Найдем в себе силы сказать эти слова — получим потерянное наследство вновь и навсегда. (Н.А.Лобастов «Путь домой» часть 1)
Воскресенье, 4 февраля — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
Дабы свеча не угасла
За 20 веков жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан, но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Россия в ХХ веке. Новомученики доказали делами, что есть ценности, которые гораздо выше, чем человеческая жизнь. Подвиг этих людей есть свидетельство о Воскресении Христовом. И пример этих людей для нас свят. В этом плане святые новомученики нам ближе, чем святые первых веков. Они жили недавно, были такими же людьми, как и мы, с такими же проблемами. Но вместе с тем, в момент, когда надо было решать, идти или не идти за Христом, они нашли в себе мужество следовать за Христом. Но ныне степень почитания новомучеников Российских пока не соответствует значению их подвига. Даже есть мнения, что подвергшиеся репрессиям от советской власти члены Церкви пострадали не за веру, а за свои политические взгляды. Именно такой была позиция самой советской власти, которая, провозгласив в январе 1918 года свободу совести, многократно заявляла, что ведет борьбу не с религией, а с контрреволюцией. Большинство церковный людей, репрессированных в 1920-1930-е годы, были осуждены за действия, «направленные к свержению, подрыву или ослаблению (…) Рабоче-Крестьянского Правительства» (ст.58 УК РСФСР). Насколько правомерны были обвинения Церкви в контрреволюции? Ответить на этот вопрос можно, приняв во внимание следующие факты. Осенью 1919 года Патриарх Тихон призвал пастырей Православной Церкви не подавать никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти, и подчиняться ее велениям, поскольку они не противоречат вере и благочестию. Летом 1923г. Патриарх заявил Верховному суду РСФСР, что он решительно отмежевывается от монархическо-белогвардейской контрреволюции. В последующий период заявления православных иерархов о лояльности советской власти делались постоянно. Но новая власть требовала не просто законопослушности: борьба шла за души людей. Секретарь ЦК ВКП(б) Каганович в феврале 1929г. писал, что «религиозные организации «являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы». В служителях Церкви большевизм видел прежде всего своих духовных врагов, подлежащих полному уничтожению. Однако некоторыми выдвигается еще одно возражение против канонизации новомучеников. Говорят, что гонения советской власти на духовенство, монашествующих, церковных активистов не отличалось принципиально от гонений на дворянство, кулаков и т.п. Власть преследовала всех их как социально ей чуждых, независимо от их убеждений. Говорят, что пострадавших от большевиков членов Церкви нельзя считать мучениками за Христа, поскольку им-де, в отличие от мучеников первых веков не предоставлялся выбор: смерть за веру или жизнь через отречение. В действительности выбор был. Большевики своего отношения к религии никогда не скрывали и давали понять, что Церкви нет места в том обществе, которое они собирались построить. Любой сознательный церковный человек не мог не понимать, что если он продолжит открыто исповедовать свою веру, то подвергнется преследованию со стороны богоборческой власти. Были те, кто сориентировался в новых условиях очень быстро. Был и еще способ уцелеть в те годы. Иногда прямого отречения от Бога власти не требовали, но требовали другого: от духовенства помочь выявить «контрреволюционных» мирян, та же роль осведомителей предлагалась и мирянам. Служить интересам безбожия, не снимая рясы, — такую возможность власть готова была предоставить. Однако для подавляющего большинства служителей Церкви подобный путь скрытого предательства оказался столь же неприемлем, как и путь открытого отречения. Они хорошо понимали, что предательство своих собратьев равносильно отречению от Самого Христа: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,40). И, соответственно, страдания, вызванные отказом доносить на своих собратьев, равноценны страданиям за Самого Христа. В этом выявилось величие их подвига и раскрывается его смысл. Наибольшая честь, которой мы можем почтить мучеников за веру Христову, это последовать их примеру, верно хранить исповедание веры, твердо придерживаясь евангельского учения. Почитание любого святого без знания о нем невозможно. На сегодняшний день в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века поименно прославлено 1770 человек. В нашем храме служил Новомученик Александр (Щукин) епископ Лысковский, архиепископ Семипалатинский. Священники, служившие в нашем храме и подвергшиеся репрессиям: Перепелевский Иоанн Яковлевич (сослан в лагеря, вновь арестован и расстрелян 28.11.1937 г.), Зыков Иосиф Семенович (расстрелян 20.11.1937 г.)
Памятуя слова церковного писателя III века Тертуллиана – «кровь мучеников есть семя христианства», — нам надо стараться быть по духу верными наследниками новомучеников, твердо стоять в подвиге свидетельства Истины, не пугаясь малодушно вызовов мира. ( «Журнал Московской Патриархии»)