Лампада № 7 (133)

Суббота, 17 марта— Поминовение усопших.

«Во аде же кто исповестся Тебе» (Пс.6,60)
Говорят, что это определенное указание на то, что в аду уже нельзя исповедаться. Да, исповедаться в том смысле, в каком можно при жизни, действительно нельзя, ибо что такое истинная исповедь, смывающая грехи наши? Это та исповедь, которая вслед за устным исповедованием пред священником грехов ставит обязательной задачей уйти с греховного пути, не повторять греха. Такая исповедь невозможна для умерших, ибо все кончено, жизнь изменить уже нельзя, ибо жизни больше нет. Несчастные братия наши, умершие во грехах и представшие пред Богом на суде предварительном, мучаются, скорбят и жалеют, что не принесли при жизни достойных плодов покаяния. Свои воздыхания, свою скорбь, свое раскаяние, конечно, могут они воссылать к Богу. Так поможем же им нашими молитвами за них, ибо молитва за них выражает нашу любовь к ним, а любовь – всесильная, непреодолимая сила. Любовь – от Бога, любовь никогда не перестает, и всякий дар любви, и всякая молитва любви о наших умерших, и всякое приношение за них угодны Богу, как угодны все проявления любви. (Святитель Лука Крымский)


Воскресенье, 18 марта — Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

лествица«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний?»
(Великий Канон Андрея Критского)
Четвертое воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти прп. Иоанна Лествичника. В этом установлении Церкви виден глубокий смысл. Ведь пост всецело связан с покаянием. Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать – грешен? Нет! Покаяться – это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по Духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение «от силы в силу», как бы по ступеням лестницы. Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием «Лествица», в котором содержится учение о восхождении ко Господу. По указанию «Лествицы» христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд. «Лествица» состоит из 30 слов (глав), как бы ступеней, — по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь. Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют беспристрастие, послушание, покаяние, память о смерти, кротость. Далее раскрываются страсти, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является «священная и блаженная» молитва. А увенчивается «Лествица» союзом трех добродетелей – веры, надежды и любви. («Поучения на каждый день Великого поста»)
«Иоанн Лествичник говорит, что нужно посмотреть, не находимся ли мы, достигшие уже зрелых годов, в первом классе? Если мы не поднимаемся по ступеням добродетели, это нам никак не доставляет ни чести, ни мудрости. Человек делает постное выражение лица и говорит, что я такой грешный, никакого духовного роста не имею, поэтому мне не спастись. Под видом смирения дьявол вкладывает уныние, отчаяние, расслабляет наши руки, чтобы мы не делали добрых дел. Христу не нужно такое смирение. Ему нужно, чтобы мы точно знали, где мы находимся. А когда люди говорят: «Я во всем грешен» — такие люди отказываются от реальной борьбы. Грехи в разной степени нас всех более или менее касаются. Объективно грех мужеложества касается нас меньше, чем грех сребролюбия. О деньгах думаем больше, чем об этой мерзости. Поэтому надо рассмотреть, какой грех сейчас во мне действует, и направить борьбу на него, чтобы его победить. Как победить грех? Для этого нам дана «Лествица», где описаны технологии борьбы с каждым конкретным грехом. Не существует общей технологии борьбы со всеми грехами, кроме того принципа, что Христос побеждает в нас, поэтому мы должны обращаться к Нему за помощью. Некоторые думают: я столько грешил, что мне и каяться столько же придется, это невозможно. Я слабый, глупый, куда уж нам, это только святые могли. Все это аргументы врага. Здесь нужно поступать как Наполеон Бонапарт: «Главное – ввязаться в драку, а там посмотрим». Здесь нужно ввязываться в духовное сражение с грехом, но ввязываться мудро, драться с той страстью, которая угрожает, и ее побеждать теми средствами, которые предлагает нам Бог. Сражаясь, мы должны помнить, что путь к Богу короче, чем путь от Бога. Это очень важно!» (Священник Даниил Сысоев)


22 марта – 40 мучеников, в Севастийском море мучившихся.
40 мучениковСвятые мученики были простыми воинами, храбрыми. Храбрость – это не отсутствие боязни, а возможность страх преодолеть. А для этого нужна сила души. И, конечно, к тому подвигу, который 40 мучеников совершили, они подготовились своей жизнью. Им придумали очень интересную казнь: их решили заморозить. А чтобы приятнее было стоять на льду, соорудили на берегу баню и жарко ее натопили. Святые мученики, будучи воинами, имели полную возможность защищаться, но они добровольно сложили оружие и решили ради Христа потерпеть. Только один не выдержал и побежал к этой бане. И как только он туда вошел, упал замертво. В это время один из стражников увидел спускающиеся с неба на головы этих мужественных людей 39 венцов. Тогда он быстро разделся и бросился к ним в озеро. И он был причтен к этому сонму 40 мучеников, хотя и не был крещеным. Но Святая Церковь почитает этого человека вместе со всеми мучениками, хотя он вместе с ними и не страдал всю ночь, а в нем этот переворот случился. Но то, что с ним произошло, — это именно то самое главное, что должно произойти с каждым из нас. Что же в нем произошло? Он решился стать таким, как они. Он был поражен божественной красотой их христианского мужества, он был побежден их кротостью. То есть его сердце по своему внутреннему устроению стало совершенно тождественно сердцам этих людей. Поэтому все остальное: и молитва, которой он не знал, и Священное Писание, которого он не читал и был некрещеным человеком, — но за одну вот эту решимость Господь все восполнил. И вот этой решимости не хватает, собственно, каждому из нас, чтобы уподобиться им, чтобы получить тот же венец от Бога. Спрашивается, почему мы никаких венцов над головой других людей не видим, а этот грубый воин увидел? Дело в том, что Господь человеку, который готов решиться на подвиг, помогает. Вот этот человек всю ночь сидел у натопленной бани, ему было тепло и хорошо, и он смотрел на мучеников, и созерцание их прекрасного подвига перерождало его душу. Видимо, он колебался, поэтому Господь ему помог. Господь смилостивился над ним и показал ему ту славу небесную, которую получают эти мужи. И тогда он возжелал того же. Спасение души возможно только тогда, когда человек возжелает жизни духовной, возжелает подвига, а не этой пошлой мирской жизни. А сейчас только и слышишь: я не могу, у меня не получается. Тогда какой смысл, что мы прославляем святых? Все наши молитвы могут оказаться пустым звуком, как в 1917 году все оказалось пустым звуком. Потому что когда храмы ломали – ломающих было очень мало, а стоящих вокруг было очень много, но мало кто заступился. И если завтра начнется то же, то вряд ли картина серьезно изменится. Поэтому каждый из нас должен все время трезво свою жизнь рассматривать. И согласно с собственной совестью и с тем, что успели усвоить из Евангелия, стараться и поступать. (протоиерей Димитрий Смирнов)


«Я перед Тобою – одна молитва. Боже, будь со мною»
Светлой памяти священника Михаила (Труханова) посвящается
16 марта 2006 года почил о Бозе протоиерей Михаил Труханов, известный московский священник, автор нескольких книг («Воспоминания: первые сорок лет моей жизни», «Прикосновение любви», «Мысли христианина о браке», «О страстях и борьбе с ними», «Апология христианского поста», «Православный взгляд на творчество», «Путь к истине – смирение и любовь», «О поминовении усопших», «Слово о шестидневе», «Об истоках христианской Веры», «Евхаристия», «О промысле Божием», «Молитвы протоиерея Михаила (Труханова)»). 15 лет и 5 месяцев (ровно 5555 дней) провел в застенках сталинского ГУЛАГа. «Я вспоминаю, что на каторге я даже молился так: «Господи! Сделай меня послушным орудием воли Твоей всеблагой». Я хорошо понимал, отбыв в то время по лагерям уже 12 лет, что самое важное — волю Божию исполнять. Тогда все будет хорошо. И всякий раз, когда я что-то хотел сделать по-своему, все обращалось мне во вред. Потому что СВОЯ воля, воля греховного человека, никогда не принесет ничего доброго. Надо свою волю согласовывать с волей Божией, и тогда это будет полезно и мне, и окружающим, и даже всему миру. Ведь святые отцы говорят, что одна благочестивая мысль человека меняет чашу добра и зла во всей вселенной. И, наоборот, весь мир меняется от гордыни моей. Мы все объединены в одну семью. Все — дети Небесного Отца, носители образа Божьего. И наша сила в единении. Нужно единение во Христе, единение в любви. Только эта сила непобедима. Единение может быть только во Христе. Без Бога возможно только разделение…» О посте: «Уста Спасителя не произнесли какой-либо особо заповеди ученикам о посте. Но когда фарисеи упрекали Спасителя за, что ученики Его не постятся так часто, как их или как ученики Иоанна Крестителя, то «Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься, в те дни» (Лк.5,34-35). Так Иисус не предписывает пост, но несомненно санкционирует его, что видно из слов Евангелия: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,16-18)(Священник Михаил Труханов)


По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *