Лампада № 138

Воскресенье, 22 апреля — неделя 3-я по Пасхе, святых жен мироносиц

«Жены с миром богомудрые в след Тебе течаху…»

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца. Мы сегодня празднуем торжественно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц. Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и в возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались. И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль — пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника. Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам «возвестить Моим ученикам и Петру», — потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении… И когда эта весть дошла до него — как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще… Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью и победить. И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким и дальним людям, к родине, — будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у Петра, у юного Иоанна — у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем. А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. (Митрополит Сурожский Антоний)


Поздравляем всех женщин нашего Прихода

с праздником святых жен-мироносиц

и желаем телесного здравия и душевного спасения!

Многая и благая лета!


Ребенок в храме

В нашем храме стало много малышей, и иногда прихожане жалуются, что дети шумят, бегают по храму, и это мешает молиться. Когда такая ситуация возникла в общине апостолов и они пытались запретить родителям приводить маленьких детей, Христос позвал детей, погладил их, благословил и сказал, чтобы не возбраняли детям приходить к Нему.

Хорошо, когда в храме много детей. Но всегда хорошо, когда с детьми есть родители, которые за своими детьми следят, рядом с ними молятся, которые не занимаются собой во время Литургии, а занимаются своими детьми.

Когда есть ребенок, человек уже не может думать о себе. Он думает, как бы сделать так, чтобы успеть помолиться и никому не помешать. А если он думает о себе, то не может молиться ни он сам, ни ребенок, ни все остальные. Понятно, что родителям хочется, например, послушать проповедь, но приходится жертвовать собой ради того, чтобы эта проповедь хотя бы была произнесена. Священнику тяжело проповедовать, когда дети толкаются, хихикают, плачут и громко разговаривают.

Ни в коем случае не допускайте, чтобы дети ходили по храму или разговаривали во время богослужения. Лучше выйти с ним на улицу и подышать свежим воздухом, чем позволить ребенку во время чтения Евангелия, херувимской песни или евхаристического канона с кем-то разговаривать, бегать и шуметь. Меньше греха будет. Не может ребенок долго молиться, долго хранить внимание — значит, надо пойти ему навстречу, пусть выйдет, отдохнет, и вы вместе с ним. Придется чем-то жертвовать — либо своими молитвами, либо молитвами наших прихожан. И мне кажется, что правильнее будет родителям пожертвовать своей собственной молитвой. Ничего страшного не будет, если вы пропустите молитву, Господь вас за это не осудит. И для детей это будет полезно, — не напрягать себя, не уставать от богослужения, а чувствовать легкость во время службы, чтобы служба не стала для детей обузой, чем-то тяжелым и неприятным. Ничего не поделаешь, это подвиг семейного воспитания: пока растет младенец, приходится всем жертвовать, даже молитвой.

Родителям с младенцами лучше приходить по возможности к самому причастию. Но если они хотят одновременно и сами причащаться и должны хоть как-то участвовать в Литургии, им следует смиренно находиться со своими детьми не около алтаря, а в притворе, у дверей, где больше пространства для ребенка и меньше возможности помешать молящимся. Младенцы не должны толпиться у солеи, у подсвечников, бегать среди ног старших.

Храм — это дом Божий. Это место священное. Здесь не должно быть ничего, что мешает молитве. Это не место встречи людей, а место встречи человека и Бога. Нельзя в храме устраивать детский сад. Дети не должны в храме играть. Это абсолютно недопустимая вещь. Можно пойти в церковный дворик, там поиграть, а в храме играть — не надо! Это очень плохо, когда ребенок приучается себя в храме чувствовать, как на детской площадке. Пускай ребенок хоть пять минут в храме, но помолится. С раннего возраста это надо в ребенка закладывать.

Ни в коем случае нельзя давать ребенку возможности быть самому по себе, без родительского надзора, нигде, и особенно в храме. Когда дети становятся более или менее взрослыми, самостоятельными, родителям кажется, что теперь они могут сами без них помолиться. Нет, ни в коем случае! Именно в этот момент к детям должно быть особенное внимание со стороны родителей, которые всегда должны быть рядом, не давать им возможности увлекаться помыслами, разговорами, шутками и смехом, мешать друг другу.

И потому дети без родителей вообще в храм являться не должны. Если родители не могут придти сами или находятся на послушании в другом месте, они должны знать, кто из взрослых возьмет на себя ответственность за поведение их детей в храме. А дети должны быть оповещены и приучены к тому, что человек, которому их доверили, несет за них ответственность, и они обязаны его слушаться.

Не надо думать, что раз вы пришли в храм, то благодать Божия сама все сделает. Если ребенок приучится себя в храме вести распущенно, неблагоговейно молиться, если в нем не будет страха Божия, то он потом, когда вырастет, уйдет из Церкви.

Поэтому просим с одной стороны прихожан проявлять терпение и снисходительность к малышам, а с другой стороны просим родителей проявить снисхождение к прихожанам и следить за своими детьми. (Протоиерей Алексий Уминский)   (Фото — Михеев В. (Сайт Лысковской епархии)


По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *