Воскресенье, 14 августа — неделя 8-я по Пятидесятнице. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164)
По преданию, в Константинополе издревле был обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отгнание болезней, весьма часто бывавших в августе. С 1 (14) августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. Но празднество 14 августа с поклонением честному Кресту Христову и с торжественной службой Всемилостивому Спасу установлено патриархом Константинопольским Лукою и митрополитом Киевским Константином в 1168 г. – в память знамений от честных икон во время победы царя Мануила над сарацинами, а у русского великого князя Андрея Боголюбского над язычниками, обитавшими в низовьях Волги. Случилось это в 1164 году. В первый день августа (по ст.стилю) у греков совершалось сражение с сарацинами, а у русских с волжскими болгарами. В этот день после битвы в стане русских и греков наблюдалось дивное зрелище: от находившихся среди войска икон исходили лучи и осеняли полки. Греческий царь и русский князь обменялись посланиями об одержанных победах и об исходившем от святых икон сиянии, и в знак благодарности Богу был установлен в этот день праздник. В этот день вместе с освящением воды совершается освящение меда. С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора.
7 августа 2016 г. в Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском женском монастыре состоялись торжества, посвященные дню памяти преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, основателя обители.
Праздничную Божественную литургию в Троицком соборе монастыря возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Главе Нижегородской митрополии сослужили епископы Городецкий и Ветлужский Августин, Выксунский и Павловский Варнава, Лысковский и Лукояновский Силуан, секретарь Архиерейского совета митрополии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов и другие клирики митрополии. В этот день в Макарьевской обители собралось около тысячи паломников из Нижегородской области и других регионов России. Среди молившихся были министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, глава администрации Лысковского района Владимир Першин, настоятельницы и сестры женских монастырей Нижегородской митрополии, ктиторы и благодетели монастыря. После Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг обители с преднесением ковчега с честной главой и образа преподобного Макария Желтоводского. Затем к участникам торжеств обратилась настоятельница Макарьевской обители игумения Михаила (Орлова), которая поздравила всех собравшихся с праздником и поблагодарила прибывших архиереев за визит, совершенное богослужение и доставленную всем духовную радость. Настоятельница монастыря преподнесла каждому архипастырю просфору и икону преподобного Макария. В ответном слове митрополит Георгий поблагодарил епископа Силуана за приглашение, а игумению — за теплый прием и труды по возрождению монастыря. Обратившись к собравшимся со святительским словом, глава митрополии также поздравил всех с праздником и рассказал о значении подвига преподобного Макария для христиан. (Сайт Лысковской епархии)
Среда, 17 августа — Обретение мощей прав. Алексия Бортсурманского (2000)
«Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который не имея обетов монашеских стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте» (св. Серафим Саровский)
Пятница, 19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе»
Мы с вами пришли в Церковь. Какова цель нашего прихода в Церковь Божию? Я очень просил бы вас – никогда не оставляйте этого вопроса в течение всей своей жизни. Потому что и сам вопрос, и ответ на него есть сущность нашей жизни. Мы с вами родились в этот мир не по своей воле. Люди только рождают друг друга, но кто-то есть выше нас. Это Тот, кто задумал и сотворил самого человека, этот мир, эти законы; мы говорим – это Бог. И когда мы приходим в Церковь , мы должны знать цель нашего прихода. Мы пришли в церковь не для того, чтобы слушать песнопения. Мы пришли в Церковь Божию, чтобы стать святыми. Как говорит Христос: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48). Вот цель нашего прихода не только в Церковь, но и в эту жизнь. До рождения Христа пророки призывали народ к особому образу жизни. Иисус Христос говорил заповеди, собрал вокруг Себя учеников, но было не совсем ясно, зачем Он это делал. Два церковных события стали особо праздноваться церковью – это Преображение Господне и Пасха. Вначале было Преображение Иисуса Христа, а потом была Пасха, то есть воскресение его из мертвых. В Преображении и Воскресении мы видим самого Христа уже не просто Человеком, но видим Его Богом. Именно здесь мы можем видеть ту цель и тот смысл, ради которых Бог сотворил человека, ради которых посылал пророков и ради которого Сам родился на земле и был распят, чтобы спасти человека, больного грехом и попавшего в сети дьявола. Когда мы приходим в храм на праздник Преображения, мы как будто попадаем в иной мир, в иное царство вместе с тремя учениками Христа – Иоанном, Иаковом и Петром. Христос говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18,36) – и именно в этот день мы видим это иное царство – неземное. Как приход в храм – это для нас новое царство: с иным пением, с иным чтением, с иными одеждами, так и гора Фавор в момент Преображения Христа – это иное царство. Христос говорил: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17,21). И именно на горе Фавор в момент Преображения Он показывает это царство. Ученики еще не имеют этого царства, оно им показано со стороны, но Христос в этом царстве. Мы видим Его внутреннее качество, когда Он преобразился, то есть видоизменился так, что лицо Его просияло, как солнце, одежды стали белыми как снег. И Петру ничего не оставалось делать, как только сказать одно: «Господи! Хорошо нам здесь быть!» (Мф.17,4). Что произошло? Произошло раскрытие, действие внутренней благодати Святого Духа, внутреннего света во Христе. Здесь благодать Святого Духа открылась именно как свет Фаворский. Еще мы видим, что явились два пророка – Моисей и Илия, которые жили до Христа за сотни лет. Они беседовали с Ним как живые. Этим нам Господь показывает, что никто не умирает и не перерождается в иных существ, как говорят восточные учения. Это главный момент, какие мы сегодня есть, такими и останемся, и душа наша останется с нашим телом, когда будет второе пришествие Христа. В этом мире появляется Сам Бог, но Бога никто не видел и видеть не может. И здесь Бог появляется в виде облака, из которого ученики слышат только Его голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.17,5) И нам всем на все оставшиеся времена Бог добавляет: «Его слушайте» (Мф.17,5). Сегодня мы скажем, наверное, вместе с Петром: хорошо нам здесь быть, хорошо быть в Церкви, потому что мы с вами пришли сюда грешные, больные, несчастные люди, брошенные правителями, близкими. А сейчас мы видим, что мы обрели Отца своего, истинного Отца. И как Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14,6). Мы обрели эту истину и путь к истинной жизни. Теперь, наверное, для всех нас остается еще главное. Ученикам не хотелось сходить с горы Фавор. И они сказали: «Давай здесь останемся, Господи». Потому что здесь благодать. И нам тоже придется уйти из храма и вернуться домой к нашим неверующим мужьям, близким, сослуживцам, которые не понимают нас. Да, нам придется вернуться на землю, но, наверное, мы должны жить надеждой и верой, ведь когда-то завершится наша земная жизнь, и нас, возможно, Господь за наши труды, которые мы совершаем, чтобы стать чище и лучше, просияет вот этим светом, и мы скажем тогда: «Как хорошо нам быть с тобой, Господи». Вот, наверное, ради этого мы сегодня пришли в храм, и Господь и Церковь Его еще нас вразумляют об этой высшей истине. Господи, укрепи нашу веру, укрепи нас на пути земной жизни. И чтобы наши труды не пропали напрасно. Господи, доведи нас до Царствия Твоего. (Игумен Августин (Анисимов)