Лампада № 69

Воскресенье, 18 сентября — неделя 13-я по Пятидесятнице. Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (1).

Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев (1992).

«Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5,24-25)

Притча о винограднике и виноградарях (Мф.21, 33-42)

В течение всего Великого Поста и недель, которые следуют за Пасхой и Пятидесятницей, мы читаем евангельские отрывки о том, как Господь проявил Свою милость и Свою любовь, и Свою спасающую силу в человеческом роде. И вот сегодня, как бы прерывая этот ряд торжественных, радостных чтений, встает перед нами очень страшное евангельское чтение: рассказ о виноградарях, которые оказались предателями. Эта притча отображает нам всю историю человеческого рода; но в контексте всего, что было раньше прочитано, она нам еще говорит о той страшной, в самом сильном смысле этого слова, страшной неблагодарности, которую не только человечество, но все мы проявляем по отношению к Богу: перед лицом всей Его любви, перед лицом всех Его чудес, всего того, что Он совершил, мы остаемся бесчувственны и себялюбивы, думаем о себе, не думаем о ближнем, еще меньше думаем о Боге: неблагодарность, сосредоточенность на себе, на том, что каждому из нас хочется, и любо, и кажется нужным. Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам, что создал Господь целый мир — прекрасный, дивный, оградил его Своей крепостью и Своим провидением, все приготовил в нем, чтобы он был местом Царства Божия, то есть Царства взаимной любви, Царства радости. И мы знаем, что мы, люди, сделали из этого мира: место, где страшно жить, где льется кровь, где совершаются бесчеловечные, жестокие поступки — и не только в широком, мировом масштабе, но в масштабе семьи, в масштабе прихода, в масштабе круга близких людей. И Господь из поколения в поколение посылал Своих вестников: патриархов, пророков, Ангелов, посылал Апостолов и проповедников, Предтечу, Сам пришел напомнить нам, что мир создан для любви. И так же, как в притче, виноградари взяли, вывели из виноградника и убили сына, так и человечество отнеслось к воплощенному Сыну Божию. И когда я говорю «человечество», я говорю не о других, а о нас самих, потому что нам жизнь вручена, чтобы из нее сделать торжество любви, братства, гармонии, веры, радости, и мы этого не делаем, потому что думаем только о себе самих… В ответ на все, что сделал для нас Бог: сотворил нас, открыл Себя нам, излил на нас Свою любовь, отдал нам Сына Своего на жизнь и на смерть — мы не отзываемся почти ничем, кроме как мгновенным «Спасибо!» — и таким же мгновенным забвением. Вот о чем говорит нам сегодняшнее Евангелие: оглянитесь на все, что вы слышали в течение всего Поста, что вы видели в ночь Воскресения Христова, что было сказано нам в последующие недели всеми святыми, святыми земли Русской, святыми земли всей, Евангелием о любви и о человечности! Взгляните на все это и поставьте перед собой вопрос: Не виноградарь ли я, не тот ли я, который каждый раз, когда Христос вступает в жизнь, каждый раз Его отстраняю: Отойди, уйди с моего пути, выйди из моей жизни — я хочу быть хозяином, я хочу править всем… Так говорит каждый из нас: не так дерзко, не так богохульно, но поступками, но словом гнилым… Нам надо опомниться; я много раз говорил, что мы спасены, потому что Богом любимы — но не только любовью Божией, а и нашим ответом на эту любовь! Если мы хотим только пожать плоды Креста, распятия страстных дней, и ничего Богу не отдать и ничего не отдать ближнему, за которого Бог умер, кроме мгновенного воспоминания, то мы чужды тому, что Господь для нас совершил… Станем же перед судом сегодняшнего Евангелия, предупреждения, напоминания и поставим себе вопрос: Где моя благодарность? Воплощаю ли я ее, не только в слова, которые тоже так редки, но в поступки? Произнесем над собой суд и начнем новую жизнь. А благодарность Богу заключается в том, чтобы быть Ему радостью и ближнему нашему укреплением, спасением и радостью… Начнем сегодня приносить плоды того, что мы сегодня от Бога, Христом, услышали. (митрополит Сурожский Антоний)


Понедельник, 19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

«Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, (…) от бед избави нас, яко чиноначальник вышних Сил».


21 сентября — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Рождество БогородицыНовый богослужебный церковный год начинается с 1 сентября по старому стилю. Первым двунадесятым великим праздником в новом богослужебном году является Рождество Пресвятой Богородицы. И это не случайно. В последовательности церковных праздников постепенно раскрывается тайна спасения человеческих душ. Пресвятая Дева Мария родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны. Они более пятидесяти лет прожили в супружестве, в мире и взаимной любви. Их любовь друг ко другу не была эгоистичной, направленной только внутрь их семьи. Краеугольным камнем их жизни была живая вера в Бога, и этой верой было пропитано все их существование. Настоящая любовь не может не выражаться в делах человеческих. Будучи людьми состоятельными, родители Пресвятой Богородицы все свои доходы делили на три части: одну – на содержание и потребности храма Божия; другую – бедным и только третью часть они оставляли себе. Все у них было, всем благословил их Бог, не было только детей. Это являлось их постоянной печалью и скорбью. Но не потому, что они хотели иметь утешение от детей в старости – их заветной мечтой было посвятить Богу самое дорогое, что они могут иметь – свое дитя. По Божию благословению престарелым Иоакиму и Анне дается сила зачать новую жизнь и родить младенца Марию, Которая станет мостом, соединивший мир Небесный с миром земным, Матерью Сына Божия, давшей человеческую плоть Самому Творцу. Радость Иоакима и Анны о рождении дочери является радостью о начале нашего спасения. Тот, Которому служат Ангелы, приготовляет Себе престол на земле. Утвердивший Своей премудростью Небеса, Своим человеколюбием созидает одушевленное Небо – такие слова звучат в праздничном богослужении в этот день. Через тысячелетия Бог готовит человечество к появлению Такой Девы, Которая станет достойной послужить Своей жизнью вочеловечению Бога. Чтобы уврачевать, излечить человеческую природу от греха и смерти, Сам бессмертный Бог должен принять ее во чреве Чистейшей Девы, Которая вместит в Себя невместимого Бога. Поэтому Церковь Ее Саму называет Небом одушевленным и Престолом Божества. Иоаким и Анна своей добродетельной жизнью послужили появлению на свет достойнейшего и чистейшего Человека – Девы Марии. И через их дитя спаслись не только они – спасение произошло для всего мира. Существует связь между благочестивой жизнью старшего поколения и духовно-нравственным уровнем детей. Воспитание детей всегда нужно начинать с себя. Если хотим иметь детей только для себя, то рано или поздно мы их потеряем, потеряем общение с ними, они замкнуться в себе, в своей жизни, в своих детях. Если ставим цель привести детей к Богу, то сможем и детей спасти, и нам радость от них будет. Если же по всей стране льется кровь миллионов неродившихся детей, то кроме адского кошмара в нашей жизни рассчитывать ни на что не приходится. Если жизнь наша стала адом, если греховные раны бередят душу, то давайте вспомним: Сын Пречистой Девы Господь Иисус Христос с любовью к каждому из нас протягивает с Креста Свои руки, Он – врач наших душ, Церковь – духовная лечебница, а Пресвятая Дева Богородица – заботливая Мать всякому ответившему на любовь Ее Сына, всякому кающемуся грешнику. Рождество Пресвятой Богородицы, принесшей миру Спасителя, — семейный праздник для всякого христианина. Это праздник начала нашего спасения. (Протоиерей Борис Балашов)

Печать Духа Божия. (Святитель Лука Крымский, 1956г.)

В тишине и безвестности совершилось великое событие в истории мира – рождество Пресвятой Богородицы. В тишине, без широкой славы началась жизнь и проповедь Божественного Сына Ее. В тишине и полной безвестности протекала святая жизнь великих отшельников пустынь и непроходимых лесов дальнего севера России. Неведомые миру, в глубокой тишине приближались к Богу эти великие люди, очищавшие пламенными молитвами – не только о себе, но и всем мире – свои сердца, посвященные Богу. Все великое и святое в истории человечества совершалось в глубокой тишине, в неизвестности для мятущегося мира. А дела сатаны не таковы. Они совершаются в истории человечества с великим шумом и грохотом, приводящем в смятение и ужас сердца человеческие. Но не только в великих событиях истории явна печать Божия и печать дел сатаны. То же самое происходит и в сердцах человеческих. Тихая радость и мир наполняют сердца наши после истинно доброго дела, глубокой молитвы, после Причащения, и губы сами складываются в тихую улыбку. Если испытаете это, то знайте, что Благодать Святого Духа руководит вами. Это печать дел Божиих. Совсем не то бывает в сердцах наших, когда овладеет ими дух злобы, враг рода человеческого. Тогда сердце горит нечистым, мучительным огнем, исполняется ненависти и злобы, и нет в нем никакого покоя. Знайте, что это печать сатаны. Живите так, чтобы на всех делах ваших была печать Духа Божия. Бойтесь того нечистого и мучительного огня, опаляющего сердца, в котором печать сатаны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *