Воскресенье, 1 января — неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец
«Чистыми очесы и чистыми деянии срести Его потщимся» (стихира предпразднества)
«Предпразднуем, людие, Христово Рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию», — слышим мы в последнее воскресенье пред Рождеством Христовым призыв Святой Церкви к глубокому размышлению о сущности приближающегося великого праздника. Событие, совершившееся 20 столетий назад, было столь велико, что равного ему не было еще в истории земли. «Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти» (1Тим.3,16). Маленький безвестный Вифлеем, и в нем, в убогом вертепе, бедные ясли стали центром внимания и точкой отсчета нового времени для всего мира. Ибо в них возлег Невместимый Христос Бог. Бог — Властитель мира — явился смиренным младенцем, в Котором в момент рождения мало кто прозрел Божие величие, и славу, и силу. А ведь этого Младенца мир ожидал с начала своей истории, приняв обетование Божие в пророчествах о явлении на земле Спасителя и Искупителя человечества, «и ты, Вифлееме, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2,6). И вот Рождением Христа пришел конец всем пророчествам о Нем. И то, что было в Ветхом Завете прикровенно и туманно, озарилось явлением Божественного Младенца и стало явно. Родился Христос — Бог и Человек, и рождением начался Его Крестный Путь — труд ко спасению мира и созиданию нового человека — чада Божия. А образом Вифлеемской пещеры, вместившей смиренное величие Сына Божия и Сына Человеческого, стала Святая Православная Церковь, где ежедневно при служении Литургии, на проскомидии, как в яслях, на жертвеннике возлежит Богомладенец Христос, вмещающий в Себе всю жизнь Христову от Рождения до великой Голгофской Жертвы — се, Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира (Ин.1,29). И каждый год, и каждый день мир переживает Таинство Жизни Христа на земле. Каждый день Христос и родится, и служит, и умирает, и воскресает, совоскрешая мир Собою. И пред лицом вечности все дни плоти (Евр.5,7) Господа Иисуса Христа представляют собой один момент, в котором Вочеловечение, и Крестная Смерть, и Воскресение связаны воедино. И человеческое сердце во мгновение своей жизни должно тоже стать образом Вифлеемской пещеры, где рождается, возрастает, живет и царствует Христос — Бог и Человек. И, открываясь навстречу Христу Спасителю, оно, наше сердце, освятится Его Божественным светом и станет сильным Его Божественной силой. И «скоты» — наши человеческие страсти, живущие в нем. — бегут из него во внешнюю тьму, и мы сможем принести своим чистым сердцем Богу дар — свою любовь, соцарствуя ею Христу и Богу. Сегодня, в преддверии Рождества Христова, когда земное время разделилось пополам, и мир стал «до» и «после» Рождества Христова, Святая Церковь вспоминает благодарной памятью тех, кто жил верой, ожиданием, и кто своей жизнью, своей плотью стали сродниками явившегося в мир Богочеловека Христа. И вот молитвенная память о тех, кто послужил Человеческой природе Христа, возносится ныне в Церкви: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…» (Мф.1,1-2) и далее длинный перечень имен. И за каждым именем стоит конкретный человек, который своей жизнью участвовал в Рождении Христа Спасителя. Из тысячелетия в тысячелетие ткалась Плоть и Человечество Христа. И нельзя, други наши, не отметить одной отрадной мысли для нас. В этой лествице человеческих имен сохранена для нас память не только мужей, достигших жизнью своей святости, но и тех, кто шел сквозь грех, пробивался сквозь человеческую немощь и из тьмы искал света, правды и святости. И не всегда человек осуществлял в жизни свои искания и мечты, но он шел к Богу, хотел жить с Богом, жил верою. И Христос соединился с человеческим родом, не избрав в нем только праведных и только святых. Он Сам, будучи искушаем грехом, знал меру человеческой немощи и слабости и, быв подобен человеку во всем, кроме греха (Евр.4,15), Своей Божественной любовью всех воплотил в Себя и всех искупил Собою. И наше Родство со Христом не плотское, но духовное, и оно требует постоянного сродства в мыслях, в чувствах, желаниях, стремлениях. И имея по сравнению с ветхозаветным человечеством высшие преимущества — сыновнюю близость в отношении к Богу, дары Божественной благодати, укрепляющие, освещающие и просвещающие всего человека, и несомненную веру в будущую жизнь, — мы все должны быть внимательными к себе, чтобы быть едиными духом со Христом не только по рождению, но и по жизни. Ибо немощь падшей человеческой природы и мы носим в себе, как и наши ветхозаветные предки. Но мы уже не озираемся по сторонам с воплем о помощи, мы знаем, что с нами Бог! С нами живые примеры многих и многих святых Божиих, зовущих нас за собой по пути спасения. «Приидите же вси, други наши, Христово Рождество верно предпразднуем ныне» (стихира). Поревнуем новозаветным святым и ветхозаветным праведникам в их сильной жажде сретить, увидеть и принять Иисуса рождшегося и, подобно им, принесем Ему свою любовь и смирение, чтобы убогие ясли наших сердец стали любимыми яслями Богомладенца Христа на земле. (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
«Поступайте осторожно… как мудрые, дорожа временем, ибо дни лукавы» (Еф.5:15-16)
В конце декабря наступают дни, когда тема времени занимает в сознании большинства людей совершенно выдающееся место. Что было сделано за год? Что наметить? Апостол Павел говорит: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф.5;14). О свете Христовом много говорится также в начале Евангелия от Иоанна: жизнь (в Господе) была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир…и мир Его не познал… и свои Его не приняли (Ин.1:4-11) и …свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его… а поступающий по правде идет к свету (Ин.3:19-21). Апостол Павел предостерегает: вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе: поступайте, как чада света… не участвуйте в бесплодных делах тьмы…(Еф.5:8,11). Сопоставив тексты святых апостолов Иоанна и Павла, можно усмотреть сходство в описании духовного движения человека: сон во тьме, подобный смерти, — восстание ото сна, свет Христов, который есть жизнь. А далее – ситуация свободного выбора: к источнику света еще нужно идти, а при ненависти к нему можно от этого и уклониться и опять погрузиться во тьму. Так возникает связь между описанием пути христианина (с недвусмысленным указанием, что тот, кто по этому пути не идет, пребывает во тьме) с характеристикой времени: дни лукавы. Что же это значит? Может быть, это сказано из-за необратимости времени и из-за непредсказуемости событий во времени? Да, необратимость и непредсказуемость времени могут сыграть с человеком страшноватую шутку. Но это еще не вся правда о лукавых днях. В значительной степени дни лукавы оттого, что необратимость и конечность времени в падшем мире таят в себе почву для опасения: не успеешь, пропустишь, чего-то лишишься… И в этом – страшная ловушка: соблазн попытаться «ухватить свое» не там, где следует. Эта спешка абсолютно безрадостна, потому что уж таков потребитель: он пытается дотянуться до всего, что может схватить, и затем скорбит о том, что до чего-то дотянуться не может. Но дни лукавы, и история человечества кишит страшными примерами того, к каким крушениям приводит эта погоня. Все это так, — могут мне возразить, — но мы-то другие, мы христиане! Однако святой Апостол и пишет о днях лукавых не для тех, кто целиком захвачен суетой, а для тех, кому просиял Свет Христов. И это предупреждение адресовано именно им. То есть нам. Когда мы говорим, что мы не такие, как остальные, то всегда имеем ввиду, что мы лучше. Так чем же мы лучше? Ведь не сектанты же мы, считающие себя уже спасенными. На самом деле у нас есть всего привилегия, и она состоит в том, что нам дарована возможность каяться и вместе с этим — благодатная помощь Божия в борьбе с грехом. Можно даже ясно увидеть ту, условно говоря, точку, от которой отсчитывается дар преодоления если не времени вообще, то лукавства дней. И эта точка — Рождество Христово, располагающееся в нашем календаре неподалеку от Нового года, но носящее принципиально иной временной характер. Рождество — это приход в мир воплотившегося Бога, что знаменует начало преодоления скорбей падшего человечества: победу над смертью и открытые врата Царства Небесного. Год за годом мы не просто отмечаем, а переживаем вехи истории спасения, год за годом углубляется наш духовный опыт. Год за годом церковный корабль движется к вечности — и мы с ним. Если мы с ним. Милость Божия такова, что преображает лукавые дни, делает их условием возрастания души. Поэтому люди благочестивые не могут терять времени даром: как можно уставиться в телевизор, где бесконечно тянутся бессодержательные сериалы, когда при этом буквально чувствуешь, как из души вытекает ее благое наполнение. А Господь по великой Своей милости может даже изгладить последствия наших греховных поступков. Покаявшись и приняв Святые Дары, мы соединяемся с Господом — но кто может сказать, на сколько часов, минут? Ведь время идет, и дни лукавы, то есть время исполнено соблазна. Поэтому-то Апостол призывает к осмотрительности и мудрости. Поэтому-то и не следует ничего предпринимать без молитвы и рассуждения. В свое время митрополит Сурожский Антоний говорил, что мы живем, как черновик пишем, в надежде когда-нибудь в удобное время переписать его начисто. Но удобного времени не будет. Но это еще не все горе в нашем небрежном отношении ко времени; представляется, что хуже того — глубокая убежденность в том, что я-де что-то сделал не так, я же и исправлю. Но «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Со временем происходит то же, что и с другими вещами в падшем мире: Господь по благодати дает нам силу и власть выводить время из сферы действия лукавого. И тогда каждое мгновение драгоценно, потому что таит в себе возможность приближения ко Христу. (Журнал «Фома»)
Часто люди от Нового года ожидают чего-то необычного, каких-то перемен к лучшему, с этим связано много суеверий. Это связано с тем, что людям очень хочется, чтобы все изменилось из-за смены времени. И Новый год воспринимается как прорыв во времени, который якобы может вывести человека в новую жизнь. Хотя мы просыпаемся на утро 1 января, и ничего особо не меняется. Порог во времени действительно возможен, наше ощущение не врет, только не при помощи каких-то внешних вещей, а при помощи того, что изменится наше сердце, наша душа. А изменится она или нет, это зависит уже от нас и от Бога — повелителя времени. Бог готов нам помочь, готов нас поддержать, и наступающий год должен быть годом милости Божией. Что это значит? Мы должны посмотреть, как Бог правит миром, какую задачу Он нам поставит. Каким образом совершается Его воля сейчас. Христиане должны входить в год с оптимизмом. Сила Божия никак не уменьшится и являть себя она не прекратит. Бог останется близким нам и в будущем, в этом наша надежда. Бог с нами, Богородица с нами, поэтому наступающий год — год милосердия Бога, что бы в нем ни было, примем это с благодарностью. (Священник Даниил Сысоев)