Суббота, 7 января — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Рождественское послание
епископа Лысковского и Лукояновского СИЛУАНА
клиру и благочестивой пастве Лысковской епархии.
Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры с великим праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и с Новым 2017-м годом.
Вхождение в новый год сопровождается подведением итогов минувшего года и попытками представить, каким будет год грядущий. Размышления о прошлом и будущем важны для понимания того, что происходит с каждым из нас, с нашими родными и близкими, с нашей страной, с родом человеческим.
У христиан есть особый взгляд на то, что происходит в мире, поскольку главное дело, о котором мы проявляем свою заботу – это дело спасения, которое состоит в том, чтобы люди избавились от погибели и наследовали вечную жизнь со Христом. Божественное Откровение говорит нам: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него» (Ин. 3:16-17).
Из Евангелия мы знаем, что когда родился Спаситель мира Иисус Христос, то было явление Ангела вифлеемским пастухам, который сказал им: «Не бойтесь: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). Действительно, нам не надо бояться трудностей и лишений земной жизни, так как мы призваны к вечной жизни с Богом. Все, кто принимает Христа, кто входит в общение с Ним через таинства Церкви, имеет надежду жизни вечной.
Святой апостол Павел в одном из своих посланий к христианам пишет о том, что истинные последователи Иисуса Христа становятся водимыми Духом Божиим и называются сынами Божиими. (Рим. 8:14). «Потому что, — говорит тот же апостол, — вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления… Сей самый Дух свидетельствует…, что мы – дети Божии» (Рим. 8:15-16)
Итак, через Иисуса Христа во Святом Духе мы становимся детьми Божиими. «А если дети, — продолжает апостол, — то и наследники … Божии» (Рим. 8:17)
В новом 2017 году мы будем с вами вспоминать события, которые произошли в нашей стране 100 лет назад. Размышляя над ними, будем извлекать для себя уроки прошедшего столетия. Особо важно отметить, что в XX веке был дарован нам особый пример нерушимой и всепобеждающей веры во Христа в подвиге новомучеников и исповедников Русской Церкви. Миллионы наших соотечественников остались верными Господу, несмотря на гонения, страх пыток и ужас смерти, несмотря на видимое торжество зла и неправды. Этот опыт мученичества и исповедничества свидетельствует о сохранении в нашем народе верности Христу даже в самых тяжких обстоятельствах. И на этой славной странице отечественной истории основываем мы нашу убеждённость в истинности слов апостола Павла, который сказал: «Что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8:38-39).
С этим убеждением и надеждой на помощь Божию, твёрдо и спокойно переступив через черту, отделяющую нас от прошлого года, войдём в новое лето благости Божией!
С праздником Рождества Христова и Новым годом! Пусть благословение родившегося в Вифлееме Спасителя мира пребывает над страной нашей, над Лысковской епархией, над каждым из нас!
Воскресенье, 8 января — неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом
Попразднество Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.
На следующий день после праздника Рождества Христова Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, рождшей Спасителя. Это собрание верующих было названо собором Пресвятой Богородицы. В празднование Собора вспоминается память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет. Установление этого праздника относится к древним временам Христианской Церкви. (Календарь)
Икона Божией Матери «Трех радостей» (Святое Семейство)
В начале XVIII столетия один благочестивый живописец привез из Италии в Москву список иконы, изображающей Святое Семейство, и оставил у своего родственника, священника, который впоследствии пожертвовал образ в свою приходскую церковь во имя Святой Троицы. Спустя сорок лет благодать Божия прославила икону дивными знамениями. С одной женщиной случилось подряд несколько несчастий: мужа ее оклеветали недобрые люди, и он был отправлен в тюрьму; у несчастной отобрали имение; мать лишилась последней опоры: во время войны ее сына взяли в плен. Не нашедши правды на земле, женщина прибегла с горячей молитвой к Царице Небесной. Однажды она во сне услышала голос, повелевавшей ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Долго искала она сей образ по московским церквам и, наконец, увидела его на паперти Троицкого храма на Грязях, что на Покровке. Усердно помолившись, женщина вскоре получила три радости: муж ее был оправдан, сын освобожден из плена, а имение возвращено. Поэтому принято молиться образу об оправдании обвиненных, об освобождении из плена и о возвращении утраченного.
«Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа»
Что же мы можем сделать в наступающем году для того, чтобы это Царство воссияло в наших сердцах, проявилось в нашей жизни, через край перелилось в жизнь других, охватило шире и шире, как пожар. Как занявшаяся заря, окружающий нас мир? Мы должны войти в дух этого Царства, мы должны переоценить те ценности, которыми мы живем вместе с миром, не живущим этим Царством. Пока мы вместе с миром будем жить страхом, жадностью, ненавистью, пока мы будем искать того, что нам дает радость, а не того, что другим дает жизнь, до тех пор мы бессильны будем строить Царство Божие, потому что Божие Царство — это Царство Любви. А любви у нас мало. И вот в этом году перед нами лежит время, еще не тронутое, время, которое перед нами расстилается. Как снежная равнина — чистая, незапятнанная. Мы можем вступить в эту равнину и начать идти твердой стопой веры, то есть безграничного, совершенного доверия к Богу, с надеждой, что все будет не по-нашему, а по-Божьему. И с любовью посильной войдем в этот год, с покаянием искренним, а покаяние — не плач о прошлом только; это — ужас перед разрушением, которое мы произвели в прошлом, и резкий поворот лицом к Богу, с тем чтобы идти к Нему, как Петр пошел по волнам, пока он глядел только в лицо Господне, не обращая внимания на разбушевавшееся море. Пойдем с благодарностью, но научимся благодарить за все, потому что все нам от Бога во спасение, все — дар; и светлое и темное, и скорбь и радость. И дальше будем идти так, чтобы на земле водворилось Царство Господне, Царство Любви. И первой жертвой для построения этого Царства должно быть мое самолюбие. Я должен лечь костьми на грани этого Царства. Во мне должно умереть все то, что ему противно, и только тогда, когда Царство победит сердце каждого из нас, оно начнет сиять и вокруг нас. Призыв Господень беспощадно строг и вместе с тем дивно светел. Войдем же в этот Новый год как Божьи дети, чтобы строить Божий мир, да прославится Господь и водворится в этом холодном, горьком, осиротелом мире радость Господня. В старой сказке говорится, как спросили некоего мудреца: «Какое самое важное время в жизни? Кто самый значительный человек в твоей жизни? Какой поступок всего важнее совершить?» И ответ был таков: — самое важное время в жизни — это теперешнее время, потому что прошлое утекло, а будущее еще не встало; самый значительный человек в твоей жизни — тот, который сейчас перед тобой и которому ты можешь сделать добро или зло; и самое важное дело в жизни — в это мгновение, этому человеку дать все, что может быть ему дано… Вступим в новый год с этим чувством ответственности и вдохновения. Вступим в этот новый год с верой, что сила Божия в немощи совершается: в нашей немощи, как совершилась она в немощи святых, которые были крепки только силой Божией; будем верить, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе. (Митрополит Сурожский Антоний)
По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.