Суббота, 8 апреля — Лазарева суббота. В 15-00 ч. – Всенощное бдение.
Воскрешение праведного Лазаря
В образе Лазаря и его воскресения встает перед нами радующая нас надежда: Господь победил смерть! – не только в прямом смысле, как телесное воскрешение Лазаря, но и в другом, который относится к нам. Бог создавал человека другом Себе. Каждый из нас является другом Божиим, как назван был Лазарь, и в каждом из нас когда-то этот друг Божий жил, жил надеждой, что эта дружба будет расти. А потом в течение жизни истощилась сила этого друга Господня. И часто мы чувствуем, что в нас, словно во гробе, где-то лежит четверодневный друг Господень, тот, который умер, к гробу которого сестры боятся подойти. И над этим другом как часто сетует наша душа, как сетуют и Марфа и Мария: та сторона нашей души, которая способна молчать у ног Господних, слушая каждое Его слово, и та сторона нашей души, которая способна в правде творить в жизни дела Божии. И минутами близко подходит к нам Господь, и мы готовы, как Марфа, воскликнуть: если бы Ты был здесь, он не умер бы…И слышим Его слово: Веришь ли ты, что он воскреснет? И мы, как Марфа, готовы сказать: Да, Господи, — в последний день… Но Господь и нам говорит, как ей: Я – воскресение и жизнь! И если кто в Меня верует, если бы и мертв был – воскреснет! Пришел Господь и повелел Лазарю встать из мертвых: вот образ для нас. В каждом из нас он лежит – умерший, окруженный нашим сетованием, часто безнадежным. А Евангелие нам говорит: Не бойтесь! Я – воскрешение и жизнь! Тот друг Господень, который в вас жил и кажется безнадежным, от одного Моего слова может воскреснуть – и поистине воскреснет! Войдем в страстные дни с трепетом о том, какой ценой Господь нам дает жизнь, войдем уже теперь с надеждой грядущего воскресения. (Митрополит Сурожский Антоний)
Воскресенье, 9 апреля — Неделя 6-я, ваий. Вербное воскресение.
Вход Господень в Иерусалим
Народ Израилев ожидал, что Иисус Христос, вступая в Иерусалим, возьмем в Свои руки власть земную, что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, отомщено будет всем. Народные вожди поворачивают весь народ против Него: Он их во всем разочаровал. И Христос идет к смерти… Что же остается одним, и что завещает нам Христос Своей смертью? В течение именно этих дней, говоря народу о том, какова будет их судьба, когда они пройдут мимо Него, Христос говорит: се, оставляется дом ваш пуст… Народ искал земной свободы, земной власти. И что осталось от них? Ничто. Порой – могилы, чаще – чистое поле. А Христос? Он кончил как будто побежденным, на кресте, после позорной смерти, среди насмешек тех, могилы которых теперь не сыскать. А нам завещал Христос жизнь; Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать человеком, не унизив Себя. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: Приди, Господи, и приди скоро! Только Бог может заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой и которых ничем не заполнишь, только Бог может превратить страшную пустыню жизни в цветущий сад. И вот сегодня как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не любви они искали, они жаждали земного. Осталась пустыня, ничто… А те немногие, которые услышали Голос Спасителя, которые выбрали любовь и уничиженность, те получили, по неложному обещанию Христа, жизнь и жизнь с избытком! Праздник, который мы сегодня вспоминаем – это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни. (Митрополит Сурожский Антоний)
Мученик Вонифатий.
Может быть, живи Вонифатий сегодня, за образ жизни никто бы его особенно и не осуждал. Да, любил молодой человек погулять, повеселиться, вина выпить. Да, жил, как бы сейчас сказали, «гражданским браком» со своей возлюбленной — Аглаидой, девушкой неглупой и красивой. Правда, тайно, потому что слишком разнились их социальные статусы: знатная римлянка и раб, ее домоуправитель. Разве так не бывает? Госпожа и ее худородный любовник. Их история любви могла бы остаться сюжетом для дешевой мыльной оперы, а стала героической сагой. Началось все с того, что этих молодых людей — странное дело! — мучила совесть… Рим, вторая половина 3 века нашей эры. Вонифатий и Аглаида живут, наслаждаясь друг другом и жизнью. Но Аглаида, как и Вонифатий, терзалась от чувства неправды своей жизни, молилась, но что поделаешь — страсть была сильнее! Слаб человек. Но силен Бог, если у слабого человека хватает решимости и терпения принять Его помощь… Неизвестно, от кого услышала Аглаида рассказ о мучениках, которых в то страшное время было очень много — 3 век, гонения на христиан императора Диоклетиана — ее, наверное, будто кольнуло в самое сердце. Римлянка захотела привезти мощи мученика, чтобы построить домовую церковь у себя в имении, с почетом их там положив. О чем мечтала Аглаида? Наверное, о том, что они с Вонифатием заживут честной, добродетельной жизнью, «с чистого листа», а святой мученик будет им помощником, наставником на этом пути. Аглаида стала снаряжать в дорогу своего раба Вонифатия. Дала ему денег на выкуп мощей, снарядила нескольких сопровождающих и послала в Малую Азию. Уже выходя на дорогу, Вонифатий обернулся и бросил возлюбленной в шутку: «А что, если я не сумею найти тело мученика? Может, тебе привезут тогда мое тело, замученное за Христа — примешь ли его?» Аглаида упрекнула шутника и напомнила ему, что цель его поездки не терпит насмешничества. Этот упрек вспоминался Вонифатию в дороге… Времени было предостаточно, и он задумался обо всем, что ему предстоит сделать, о тех людях, которые сейчас погибают с именем Христа на устах, о том неизвестном ему пока христианине, чье, быть может, обезображенное побоями тело ему предстоит выкупить за огромные деньги. Вонифатий решил поститься, не пить такого привычного ему вина, молиться перед предприятием, которое — права Аглаида! — слишком серьезное, чтобы относиться к нему легкомысленно. В киликийском городе Тарсе Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам отправился на городскую площадь. Там творилось обычное для того времени дело: казнь «государственных изменников» — людей, не желающих признавать римских богов. Мучения, каким подвергали этих людей, были страшные, но, должно быть, гораздо больше молодого раба поразило другое: мученики не сыпали проклятиями, не молили о пощаде, а их лица светились каким-то неземным светом… Пораженный Вонифатий стал ходить от одного мученика к другому, плакал, обнимал страдальцев, целовал их ноги, просил их молитв. Схваченный судией, который руководил этими зверствами, Вонифатий на его гневные расспросы просто сказал: «Я христианин». Юношу связали, подвесили вниз головой и стали зверски пытать. «Велик Бог! Велик Христос!» — только и говорил мученик на все попытки заставить его исповедать язычество. После ужасных мучений Вонифатию отрубили голову. Его спутники, два дня прождавшие его в гостинице, мысленно перемыли все косточки Вонифатию. «Конечно, этот любитель удовольствий сейчас в какой-нибудь корчме или в доме терпимости развлекается! Чего от него еще ждать?!» — негодовали они. Когда эти люди узнали о казни и разыскали тело святого, то не могли, наверное, найти слов от стыда. Аглаида ждала возвращения возлюбленного. Предчувствовала она что-то или нет? Как это иногда бывает, брошенное в шутку слово оказалось пророческим. Во сне Аглаида увидела Ангела, который предупредил ее: «Встречай не возлюбленного, а брата и сослужителя нашего». А на следующий день Вонифатий вернулся — своими мощами. Конечно, Аглаида построила храм, в котором поместила тело мученика — и от его мощей люди стали исцеляться. А сама знатная римлянка раздала свое богатое имение нуждающимся и отреклась от мира. Ее жизнь закончилась через 18 лет молитв и праведной жизни. Говорят, что похоронили их рядом — Аглаиду и Вонифатия, госпожу и раба, обычных, подверженных пагубным привычкам и страстям людей, стяжавших святость; любовников, ставших монахиней и мучеником Христовым.
«Бывает, когда человек идет по пути неверному, то милосердие Божие останавливает его каким-нибудь потрясением, каким-нибудь несчастьем или болезнью. С каждым из нас бывает, что Господь стоит у двери сердца нашего и потихоньку стучит, ожидая, чтобы открыли и впустили Его, стучит, как нищий под дверью.» (Святитель Лука исповедник, архиепископ Крымский)
По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.