Суббота, 11 июня — свт. Луки, исп., архиеп. Симферопольского. В 15-00 час — Всенощное бдение.
О душевном благородстве.
Слышали вы евангельское повествование об исцелении слепорожденного. Он совершенно не смущался перед лицом фарисеев, имевших власть отлучать от синагоги, он даже их обличал. Много ли среди нас таких, которые, давая ответы пред имеющими власть над нами, отвечают так, как отвечал он? Совсем не так отвечают большинство из нас. Перед лицом сильных предстоят они с трепетом и малодушием, лукавят, слагают вину на ближних, а себя выгораживают. Людей с благородной душой, как везде, и среди нас мало. Что такое душевное благородство? Какими качествами отличается человек благородной души? Великими и самыми ценными качествами обладает он: всегда сосредоточен, молчалив, никогда не лукавит, не боится исповедовать чистую правду. К своим ближним относится с великодушием, ни перед кем не превозносится, никогда не унижает чужое достоинство, со всеми тих и вежлив. Вот это и есть благородство душевное – когда душа проникнута всегдашним стремлением к правде, ей чуждо лукавство, лицемерие и малодушие. (Святитель Лука Крымский)
«Размышляя о святости, как явлении, очень важно не перепутать его с понятием о сверхчеловеке… Святой опознается не в громких словах и грандиозных деяниях, а в повседневных делах, в осуществлении профессионального долга в предельной личной честности и порядочности, в способности мужественно и стойко переносить испытания, сохранять спокойствие и присутствие духа перед лицом грозных опасностей, уповая во всем на благую волю и премудрый промысел Божий». (Патриарх Кирилл)
Воскресенье, 12 июня — неделя 7-я по Пасхе, святых отцов 1 Вселенского Собора (325).
Богоносные отцы 1 Вселенского Собора
В нынешнюю неделю Церковь наша вспоминает богоносных отцов 1 Вселенского Собора, бывшего в 325 году. Не против врагов земного благополучия святые отцы выступили по призыву защитника веры равноапостольного царя Константина, а против врагов веры православной. Почти 300 лет враги веры нашей – язычники – чего только не предпринимали против ее последователей: и насмешки, и лишения имущества, и темницы, и огонь и меч – все было пущено в ход против них. Терпели все рабы Христовы и, как созревшие колосья, склоняли свои головы пред секущими, уготовляясь в житницы Божии. Вот уже притупились было мечи, посекающие христиан, погас огонь, в котором их сожигали, как будто настало время мира в Церкви Христовой; но откуда ни возьмись в среде самих христиан появились еще более опасные враги веры, посягавшие на самые основные истины христианские и даже, в лице ересиарха Ария, вздумавшие было посягнуть на истину Божества, равночестности и единосущия Сына Божия с Богом Отцом. Царь Константин подобно Аврааму собирает со всего тогдашнего мира в город Никею мужественных борцов за веру Христову; да и каких борцов! Которые уже носили на себе знаки страданий за Христа. «Одни из них, — говорит древний церковный историк Созомен, — могли рассказать о рудокопнях и о перенесенных ими там страданиях, другие – о лишении своего имущества, иные – о голоде, а иные – о жестоких бичеваниях. Одни могли указать на истерзанные ребра, другие на избитую спину, иные на исторгнутые глаза или на другую часть тела, которой лишились они за Христа. Некоторые из них были знамениты словами мудрости, другие украшались строгостью жизни и подвижничеством. Все они были мужи мудрые, благочестивые, ревностные и боголюбивые. В них, подобно апостолам, сияла Божия Сила и Божия Премудрость». Святые отцы этого Вселенского Собора изложили нам веру о Боге Отце и о Сыне Его Иисусе Христе в таких словах, в каких и до сих пор мы читаем и поем в Символе веры. Излагалось и утверждалось учение нашей православной веры и на других шести Вселенских Соборах; но 1 Вселенский Собор – Никейский всегда был, по выражению отцов Церкви, образцовым, святым, великим. Отцы 1 Вселенского Собора величаются в церковных песнопениях вторыми после апостолов проповедниками веры. («Православная культура в школе» методическое пособие)