Суббота, 14 января — Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379)
Многие не понимают, зачем нужен этот праздник (Обрезание Господне), не понимают значения этого праздника для нашей жизни. Этот обряд уже утратил значение. Вы знаете, что со времен Авраама Господь дал повеление, что всякий младенец мужского пола на 8-й день после рождения должен вступить в завет с Богом. И знаком этого завета должен быть обряд обрезания крайней плоти. Сам этот обряд был связан не с какой-нибудь гигиенической процедурой или чем-то подобным, а с тем, чтобы таким образом выделялись евреи. Такой же обряд есть у нас – таинство Крещения, когда мы, погружаясь в воду, отделяемся от всех людей земли, становимся избранными людьми, избранными детьми Божиими. В древности это был обряд отделения людей от иных племен, но одновременно это был знак наименования. Человек, вступивший в завет, получает свое имя. Недаром вскоре после завета обрезания Бог сменил имя Аврааму. Раньше был Аврам – отец высоты, потом он стал Авраам – отцом множества народов. Сегодня мы празднуем день именования Господа Иисусом. То прекраснейшее имя, которое было предсказано еще архангелом Гавриилом, когда было Благовещение Пречистой Деве, то имя, которое было предсказано Иосифу Обручнику во сне, то самое имя получает теперь Бог воплотившийся. Это удивительное событие. Мы знаем, что есть писаные образы Христа, Божией Матери и святых, есть образы, не писанные руками, но есть образы, которые мы говорим умом и языком. Первообраз, который и освещает этот земной образ, материальный, — это имя Божие. Оно является источником освящения. Имя Божие – словесная икона Бога, но через Него мы получаем жизнь. В Евангелии мы слышали, что Господь сотворил много иных чудес, но все это написано для того, чтобы верили, что Иисус есть Христос,т.е. Мессия, Сын Божий. И чтобы, уверовав, вы имели жизнь в имени Его. Не просто в Нем, а в Его имени. Святой Иоанн Богослов подчеркивает, что у нас есть замечательная, не теряемая нами святыня, которая всегда сильна освящать нас. Представьте себе, вам отрубили руки и ноги, вырвали язык, вы не можете перекреститься, поклониться, но святыни имени Бога у вас похитить невозможно. Всегда, в любой момент жизни: сидим ли мы, стоим ли мы, занимаемся каким-то делом, — мы должны призывать святейшее имя Бога, чтобы через него Бог освящал нас, а мы прославляли Его. Более того, имя Божие наречено и на нас – мы называемся христианами. Мы должны научиться любить это имя, призывать Его. Самая краткая известная молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», это сладчайшее имя убережет нас на всех путях наших, повторяйте его каждую минуту. Апостол Павел дал всем заповедь: «Непрестанно молитесь» (1 Фес.5,17). Ведь сказано, как в последние времена люди будут спасаться: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10,13). (Священник Даниил Сысоев)
Кондак:«Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует: дает спасение днесь миру…» — вот смысл нынешнего праздника. Обрезание было знаком вступления в завет с Богом, печатью обещания быть в неизменном послушании Ему с дней детства, быть Ему верным до пролития крови; оно совершалось во образ отсечения страстей плотских, обрезания жестокосердия самого сердца. И вот Господь наш, будучи безгрешным, Сам терпит обрезание, чтобы научить покоряться воле Божией требующих обрезания сердец, очищения от множества грехов: «закона Творец законная исполняет», чтобы Своим примером показать, что никто не может прийти к Богу помимо закона Господня. Когда явился Христос – не стало обрезания. Теперь чрез Святое Крещение, как и чрез обрезание, даем мы обет «отречься сатаны и всех дел его» и «сочетаться Христу». Ведь не в том только состоит обрезание сердца, чтобы на исповеди представить устный перечень или неполное рукописание своих грехов и его разорвать руками, а в том, чтобы вместо риз растерзать самое сердце (Иоил.2,13) сокрушением и печалью, пролить хотя бы слезы вместо крови о своих постоянных отступлениях от Христа, искупившего нас Своею кровию. Потщимся же, братие, празднующее явление Бога во плоти, чтобы превзошла наша праведность Христу преданность Богу народа еврейского, состоявшую из внешних дел и слов праведности книжников и фарисеев (хотя часто наша праведность далека от праведности последних), — потому что если она не превзойдет ее и если мы не обережем от страстей самое сердце, то мы не можем войти в Царство Небесное (Мф.5,20) (Священномученик Фаддей (Успенский) архиепископ Тверской)
Воскресенье, 15 января — Предпразднство Богоявления. Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) прп. Серафима, Саровского чудотворца
Мы любим повторять, что батюшка Серафим всех встречал с радостью и пасхальным приветствием, и все находили утешение в общении с ним. А многие ли находят утешение в общении с нами? Когда ты говоришь, вспоминаешь или кому-то с радостью рассказываешь о том, каким был батюшка Серафим, может, следует подумать: а ты-то чего достиг? Насколько готов измениться и подражать святым, как они подражали Христу? Нужно не просто помнить о них, а пытаться что-то доброе, значительное делать самим.
Среда, 18 января — Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
О паремиях праздника Богоявления.
На вечерне великих праздников читаются паремии, в которых излагаются события прежних времен, напоминающие и разъясняющие то, что празднует в данный день Святая Церковь. В паремиях Богоявления бросается в глаза то, что в них идет речь о чудесных изменениях свойств воды под непосредственным влиянием повелений Самого Бога или внушенных Им действий великим святым. Уже в первой паремии из книги Бытия слышим мы, что когда сотворил Бог небо и землю, то земля же была безвидна и пуста… и Дух Божий носился над водою (Быт.1,2). Своим Божественным воздействием на воды Он дал им силу животворить, производить из себя пресмыкающихся и рыб. Во второй паремии слышим о великом чуде перехода народа Израильского через Чермное море. По повелению Божиему ударил пророк Моисей своим жезлом по воде, и вода, точно живая и услышавшая Божий приказ, тотчас исполнила его и разошлась направо и налево, чтобы народ Израильский мог перейти по дну, а над войском фараона она сомкнула свои волны. Чудо, подобное этому, описано в четвертой паремии, в которой слышим, что остановилось течение Иордана, когда при Иисусе Навине через него переходили священники с ковчегом Завета и весь народ. Вода и здесь, как разумная тварь, была послушна повелению Божиему. И не только непосредственным повелениям Божиим повиновалась вода, которую люди напрасно считают мертвою. Вода точно ощутила святость милоти великого пророка Илии, которою ударил он по ней, чтобы она остановила свое течение и мог он с пророком Елисеем перейти по дну Иордана на другой берег, как читаем мы в пятой паремии. А что велика была святость милоти Илии, знаем мы из того, что бросив ее на ученика своего Елисея, он передал ему в сугубой степени свой дар чудес и пророчеств. В шестой паремии читаем о внезапном исцелении от жестокой проказы Неемана, военачальника царя Сирийского, окунувшегося семь раз в Иордане по приказу пророка Елисея. Это ли не огромная власть молитвы великого праведника и пророка над водной стихией?! Одиннадцатая паремия повествует об изумительном чуде сожжения жертвы пророка Илии в его споре со жрецами Вааловыми. Огонь ниспал с неба и сжег жертву пророка после пламенной его молитвы и поливания жертвенника и жертвы двенадцатью водоносами воды. В третьей паремии слышим, как горькая вода Мерры внезапно стала сладкой, когда пророк Моисей, по повелению Божиему, вложил в нее кусок дерева. В двенадцатой паремии читаем, как изменились губительные и вредоносные свойства иерихонской воды, когда всыпал в нее благословенную соль пророк Елисей. (Святитель Лука исповедник, архиепископ Крымский)
«Об освящении воды на утро Богоявления» (Преподобный Максим Грек)
В сам праздник Богоявления дважды освящается вода. Почему? Преподобный Максим Грек объясняет это следующим образом: «Да будет же известно тебе, а чрез тебя и всякому православному, что совершаемое нами на утро Богоявления Господня исхождение на реку не означает того, что Спаситель наш вторично крестился, и не для всенародного собрания христиан установлено совершать такое таинство, как некоторые думают. Ни Спаситель вторично не крестился, ни православный народ не отстает от совершаемого с вечера на Богоявление Господне освящения, ибо каждый приходит в свой приход и освящается по обычаю. Совершается освящение воды по следующей причине. Патриарх Фотий, видя, что некоторые из древних идолопоклоннических обычаев еще соблюдаются и исполняются, старался прежде поучениями, а потом и указанным чиноположением отвлечь их от тех эллинских обычаев, которые они совершали в начале каждого месяца, возжигая каждый пред своим двором огонь и перескакивая чрез него многократно, надеясь чрез то пребыть здравыми в течение наступающего месяца. И благодатью Иисуса Христа, многими подвигами и святыми молитвами патриарха Фотия этот эллинский ложный обычай совершенно прекратился у православных».
19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную. Иоанну Предтече свыше открыт был несомненный признак, по которому он должен был удостовериться сам и удостоверить других, что Христос есть ожидаемый народом, им проповеданный Спаситель. «Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33). Крещением Иоанн приготовлял людей к принятию Спасителя. Крещением и Сам Господь благоволил начать Свое открытое служение спасению человеческого рода. Он крестился не потому, «чтобы Сам имел нужду в очищении», говорит преподобный Иоанн Дамаскин, «…но чтобы, приняв на Себя мое очищение, сокрушить в воде главы змия, потопить грех, погребсти в воде Ветхого Адама, освятить Крестителя, исполнить Закон, открыть Таинство Святой Троицы и, наконец, подать нам образ и пример Крещения. В Крещении Господь явлен в Израиле всему миру как обетованный Миссия непререкаемым свидетельством Бога Отца и сошествием Святого Духа» (Архимандрит Георгий (Тертышников)
20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
«…трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: …како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех»
В этот день Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом. (Календарь)
По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.