Лампада № 17 (99)

Воскресенье, 21 мая Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

«Идеже хощет Бог, побеждается естества чин» (стихира)

На первый взгляд простое и одновременно чудесное событие — дарование зрения тому, кто родился слепым, тому, кто никогда не видел красот Божьего мира, — в нашем понимании несчастнейшего человека и страдальца безнадежного. Но он нес свое горе без ропота, ибо Сам Спаситель свидетельствует о нем, что не следствием греха является его слепота: Ни сей согрешил, ни родители его. А дальше знаменательные слова: но да явятся дела Божия на нем (Ин.9,3). И сила Божия совершает чудо. Иисус Христос сделал то, что ни один земнородный сделать не мог: слепорожденный прозрел. Но для страдальца совершилось исцеление не только телесное: прозрели очи, а духовное зрение увидело тотчас в Иисусе Христе Сына Божия. Весть о совершенном во мгновение ока облетела город, и всколыхнулись умы: Кто Он, сотворивший неслыханное? И народ разделился. Для одних — увидевших в Целителе Человека Божия, ибо грешник не мог сотворить ничего подобного, яко грешников Бог не послушает (Ин.9,31), — для них наступило духовное прозрение. И освободившись от духовной слепоты, они слышат зов Божий. Другие же, кто не пожелал видеть чуда, усмотрели в Господе лишь нарушителя субботы. Лицемерная показная набожность и гордость восстала против очевидного, и зрячие ослепли. Фарисеи изгоняют прозревшего. А Господь произносит слова: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, и видящие стали слепы» (Ин.9,39). И с тех пор суд Божий совершается постоянно — и в наши дни, и над нами. Мы иногда прозреваем духовно, но как часто ослепленные грехом, теряем луч света, света Христова, и бредем по жизни, мня себя зрячими. «Не преставай, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — испытывать Божественные Писания, не преставай вопрошать мати свою — Церковь». Свет Христова учения, свет Его любви просвещает всякого человека в мире (Ин.1,9). И любовь эта — та проба, по которой проверяется, слепы мы или зрячи. И по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Архимандрит Иоанн Крестьянкин)


21 мая — апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Иоанн (как и его брат Иаков), сын Зеведея, происходил из семьи рыбаков. Отец был не беден (как рассказывается в Евангелиях, у него на рыболовном судне были наемные работники), но не позволял сыновьям проводить время в праздности. Они с юности трудились наравне со всеми. Вместе с тем семья никогда не ставила материальные вопросы на первое место. Когда на Иордане появляется пророк Иоанн, который крестит людей, возвещая начало Судных времен, отец отпускает младшего сына посмотреть своими глазами, что это за учитель, и послушать его проповедь. Впоследствии, когда Иоанн и Иаков станут учениками Иисуса, мать их Саломия, тоже будет сопровождать Иисуса в Его странствиях и помогать общине апостолов материально. Мы впервые встречаемся с Иоанном, когда тот был у Крестителя, на Иордане. В то же время туда пришел креститься и Иисус. «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом… и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот». (Ин. 1:35-39). Один из идущих был Иоанн, второй — Андрей, известный нам как Первозванный. Так молодые люди познакомились со Христом, Который повелел им пока возвращаться домой и ждать, когда Он позовет их за Собой. И вот время пришло. Христос после сорокадневного пребывания в пустыне возвращается на родину и начинает Свою проповедь на берегу галилейского озера. Здесь Он встречает Андрея с Петром, а потом и Иакова и Иоанна. И призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. (Мф.4:22) Иисус назвал братьев «Воанергес», что в переводе с арамейского значит «Сыны грома». Вероятно, такое прозвище они получили из-за своего порывистого и решительного характера. Было в них что-то, что позволило Христу выделить их среди других апостолов. Только этих братьев, да еще Петра, Христос делает участниками самых таинственных моментов Своего служения: воскрешение дочери Иаира, чуда Преображения на горе Фавор. Их Спаситель позвал с Собой разделить молитву в Гефсиманском саду. Иоанн идет за Христом на судилище, когда все другие скрылись, вводит Петра на двор первосвященника, стоит у подножия Креста. Ему Господь поручает Свою Пречистую Матерь. Иоанн — первый из апостолов, который убедился, что Христа во гробе нет, что Он воскрес. Иоанн написал книгу Откровение (Апокалипсис), три соборных послания, Евангелие от Иоанна. («Фома»)


Понедельник, 22 мая —Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)


Среда, 24 мая — Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских.

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Совершая ежегодную память святых братьев, следует уяснить, в чем же состоит их подвиг. Существует упрощенное представление о том, что дикие безграмотные славянские племена не имели никакой письменности, но пришли равноапостольные Кирилл и Мефодий, изучили славянский язык и сочинили для него азбуку. На самом деле все было далеко не просто. Вот свидетельство черноризца Храбра (Х в.): «Прежде убо славяне не имеху книг, но чертами и резами чьтеху и гадаху, погани суще». То есть, славяне имели знаковую систему, те самые «черты и резы», то есть руны. По ним читали и гадали, будучи язычниками. Нам трудно представить реалии языческого общества, а они таковы: знание – удел касты жрецов, оно скрывается от непосвященных. Язык – инструмент гадания, а значит и господства. Таким образом, у нас (благодаря христианству) знаковая система – средство трансляции знаний, тогда как в язычестве – средство сокрытия. Эти черты и резы так и умерли вместе с бесплодной языческой верой. Что дальше? Черноризец Храбр пишет: «…Крестившись же, (славяне) вынуждены были римскими и греческими письменами писать славянскую речь без устроения». И дальше он восклицает: «Но разве можно писать добре греческими письменами!» Дело в том, что в славянском языке не было грамматических категорий для полноценной передачи истин христианского вероучения. Слова суть имена. Если в сознании какого-либо народа присутствует данный предмет, то перевести его имя с другого языка не представляет труда. Но если данного предмета культура не знает, то даже если и выдумать ему имя, то это будет пустой звук. Вот почему славяне, крестившись, вместе с христианскими понятиями вынуждены были перенять и слова греческие, их обозначающие. Подвиг равноапостольных Кирилла и Мефодия в том и состоит, что они придали славянскому языку недостающие грамматические средства для наиболее полного восприятия славянами Евангельского учения. Таким образом, церковно-славянский язык – это не разговорное наречие современных Кириллу и Мефодию славян, на которое они перевели Писание и Богослужение, сочинив попутно азбуку. Он изначально создан святыми братьями в качестве высокого штиля русского языка, предназначенного для выражения богословских понятий. Это язык богословия, богослужения и молитвы.


ВознесениеЧетверг, 25 мая — Вознесение Господне.

«Возшед на небеса отонудуже и сошел еси…» (стихира)

поет сегодня Святая Церковь, подчеркивая этим величие нашего Спасителя и Господа. Он был от начала на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий. Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения. Даровать людям избавление от вечной смерти. И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо… Что значит для нас с вами Вознесение Господне? Господь вознесся на небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных своих последователей. «Иду уготовати место вам, — говорит Он апостолам, а в их лице и всем нам, — и аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин.14,2-3). Вспомните, когда Господь возносился, апостолы по любви к своему Учителю долго стояли, взирая на небо, принявшее их Господа и Учителя. И за это Ангелы, явившись, сказали им: «Что стоите зряще на небо?» (Деян.1,11). Но так как мы в большинстве своем склонны к земному и временному, то нам надлежит услышать упрек от Ангелов: «Сынове человеческие, что стоите зряще не на небо, а на землю? Обратите очи свои к небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу, давно пред вами лежащий». Когда Христос говорит нам: «Отвергнись себя, возьми крест свой и последуй за Мной» (Мф.16,24), — Он не только говорит нам, что во временном нашем пребывании мы должны отказаться от земных привязанностей и взять на себя всю тяжесть земной жизни в последовании за Ним. Он говорит нам о большем, — о том, что мы призваны следовать за Ним и, по Его Собственному слову, быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной. Но надо готовить себя достойной жизнью, чтобы быть соучастниками этой славы. Господь, вознесясь на небо, оставил Церкви Своей драгоценное духовное наследие — Свое благословение. Его пронесли по всему миру святые апостолы и проповедники христианства. Его чувствуем и мы с вами. И нам, дорогие, надо знать и помнить, что оно всегда живо и действенно, всегда исполнено благодатной силы, всегда несет с собой Божие дарование, возносит наши души и сердца к Богу. В этом благословении наша радость и источник сил. (Архимандрит Иоанн Крестьянкин)


Нашей газете «Лампада» — 2 года!

Поздравляем всех читателей нашей газеты с этой маленlsk28ькой датой

и пожелаем друг другу всего самого доброго!!!

 

По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *