Воскресенье, 22 октября — Неделя 20-я по Пятидесятнице.
ПАМЯТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ VII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА (787)
В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на святые иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов. Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения. Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия. Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение. Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия. И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.
«Никейский Собор (787 год) изъяснил, что при почитании икон «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз», то есть почитание (которое само по себе следует отличать от поклонения, предназначенного одному Богу), воздается не материалу иконы, а изображенной на ней личности.» (Патриарх Кирилл)
26 октября. «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая».
Сегодня праздник Иверской иконы Божией Матери. Эта икона находилась у одной вдовы в Никее. В период иконоборчества эта женщина, чтобы уберечь эту святыню от поругания еретиков, со слезной молитвой и глубокой верой принесла ее на берег моря и пустила по волнам. Каково же было ее изумление и радость, когда икона, никем не поддерживаемая, двинулась по поверхности моря, удаляясь от берега. Долгие годы эта икона находилась неизвестно где, но наконец однажды она в сиянии небесного света приблизилась по морю к Афонской Горе. Иноки с благоговением приняли небесный дар, принесли икону в храм и поставили в алтаре. Но на другой день ее нашли над воротами обители. Ее каждый раз уносили в алтарь, но она все возвращалась на то место, которое выбрала сама, — над воротами обители. Наконец Матерь Божия в видении объявила одному иноку, что не хочет быть охраняема ими, но Сама будет их Хранительницей и в этом веке, и в будущем. Икону так и назвали — Вратарница. И сколько надежды для нас с вами в этом наименовании. Вратари бывают жестокие, злые, а Она бесконечно жалеет нас, всем хочет спастись. Есть такое церковное предание. Святой апостол Петр, которому Господь вверил ключи рая, стал замечать там души тех, кого он не впускал, которые попали в рай неизвестно каким путем и не должны бы были там находиться. Он долго недоумевал, следил, но не мог найти причину, а грешные души все появлялись неведомо откуда. Долго ходил апостол и наконец что же он увидел? У ограды рая стояла Божия Матерь. Она печально глядела, а в руках Ее была лестница. Эта лестница опускалась вниз, прямо в адскую пропасть, и по ней с трудом поднимались души грешников, которым удалось вырваться из адских мучений. С какой благодарностью кланялись несчастные своей милостивой Спасительнице! А Она все стояла, и из Ее очей текли слезы жалости и сострадания. Долго наблюдал апостол эту картину, наконец он тихо удалился, не смея препятствовать милосердию Царицы Небесной… А ведь однажды Она Сама, одинокая Путница, брела через силу по полю, дошла наконец до села и долго стучалась в окна домов. Все село прошла, и никто Ее не впустил, никто не открыл Ей двери своего теплого жилища. Может быть, и мы с вами были среди тех жестоких людей, которые не захотели впустить Ее к себе, может быть, в наше сердце стучалась Она, хотела нам помочь, успокоить, но мы не открыли Ей… И можем ли мы надеяться, что Она поможет нам и впустит в желанные врата небесного чертога? Она готова всех нас впустить, Она только и делает, что ищет нашего спасения, но есть одно, что препятствует Ее помощи, — это наша неисправимость. Самое страшное для нас это то, что мы плохо исправляемся, никак не оставим грехи свои. А плохо исправляемся мы потому, что забываем свои прошлые грехи, мы каемся, и Господь нас прощает, но помнить грехи и плакать о них надо всю жизнь. Какие бы добродетели мы ни стяжали, они малы по сравнению с нашими грехами. О, если бы мы всегда живо сознавали, что ведь я великая грешница! Это помогло бы нам исправиться, это сохранило бы нас от осуждения ближних, от всякого превозношения и гордости. Один раз пал великий царственный пророк, но принес покаяние, которое принял Господь; и все же он не перестал оплакивать свое падение всю жизнь. «… Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну», — смиренно исповедует он. Святой апостол Петр всю жизнь вставал в полночь, в час своего малодушного отречения от Спасителя, плакал, и потоки слез оставили глубокий след на его лице. Мария Египетская сорок семь лет провела в пустыне в жестоких трудах покаяния. А мы? Мы ничего не делаем, чтобы загладить свои грехи, мы не только прошлые грехи не помним, но и настоящих не замечаем. Оттого и на исповедь идем не страшась, не только слез нет, нет и искреннего покаяния, даже грехи свои собрать не можем, не умеем. Но как же помнить свои грехи? Святые отцы учат, что не надо вспоминать подробности падений, чтобы не увлечься вновь, чтобы не ожили в сердце страстные движения. Надо лишь всегда помнить и сознавать, что мы перед Богом преступники, прах, и притом грешны, нечисты. Да разве это не так? Ну чем мы можем похвалиться, чем оправдаться перед Богом, нашим Создателем, Господом и Судией, мы, немощные, грешные, смертные люди! Чем? Но Господь так милостив, что не воспомянет наших грехов, если мы сами их помним, лишь бы это привело нас в состояние искреннего, постоянного покаяния и глубокого смирения. Покаяние и смирение — два крыла, на которых душа поднимается из своего гибельного нечувствия, освобождается от уз греха и возлетает прямо на самое небо. Но бывает так, что иногда при нашей невнимательной, рассеянной жизни мы совсем запутываемся, погрязаем в грехах и не чувствуем всю опасность своего положения. Хотим встать, но ничего у нас не выходит, не знаем, с чего начать, как положить начало покаяния. И все потому, что не видим ясно своих нынешних грехов, а прошлые забыли. В таком случае, возлюбленные, говорю вам: просите Ее, Матерь Божию. Просите настойчиво, дерзновенно. Она «полагающих начало покаяния грешников верная предстательнице». Она «крепкое возбуждение спящих совестей». Она поможет нам вспомнить все наши грехи, и давние, совсем забытые, — грехи детства, юности. Она все напомнит, Она поможет покаяться и стать на путь исправления. Будем же помнить постоянно о закрытых дверях прекрасного чертога, будем помнить о страшной участи неразумных дев, опоздавших на брачный пир к Жениху. Будем помнить и исправляться, чтобы и нам не опоздать, не лишиться вечного райского наслаждения. Будем с верой просить Матерь Божию, Всеблагую Вратарницу: «Милосердия двери отверзи нам…». Она откроет нам спасительные двери покаяния и Божиего милосердия, Она откроет нам и светозарные врата небесного чертога, где все мы, по милости Божией, сподобимся вечной радости и блаженства со всеми святыми и праведными. Архимандрит Тихон (Агриков)
По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.