Лампада № 36 (118)

Суббота, 14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Память о событии, бывшем 1100 лет назад в Константинополе, заставляет нас подумать о том, что такое Покров Пресвятой Богородицы. Видел святой Андрей видение — простертый над молящимися людьми омофор; в честь этого видения и последующего освобождения Константинополя и был установлен на Руси этот праздник. Но что означает Покров Пресвятой Богородицы? Простирается ли он над нами всегда и при любых обстоятельствах? Защищает ли он нас от всяких бед и зол? А как же тогда революция, гражданская война, закрытие храмов, низвержение крестов, национальное богоотступничество? А как же, в нынешние времена, господство греха в общественной сфере, которое так очевидно проявляется через средства массовой информации? Как уживаются с заступничеством Божией Матери все кошмары человеческой истории? Совершенно ясно, что Божия Матерь не покрывает постоянно Своим Покровом всех и вся. Если б было так, то нарушалась бы Божественная справедливость и дар Божественного покровительства через Пресвятую Деву получали бы те, кто этот дар отвергает, кто борется с самой возможностью для людей верить в этот дар. Говоря на эту тему — тему безбожия, мы обычно вспоминаем атеистические времена. Да, действительно, мы прожили трудную историю, когда атеизм был государственной политикой. Атеистическая идеология стала основой политики — и внешней, и внутренней; и потому богоотступничество, надругательство над святыней стали частью того, что совершала власть и к чему она принуждала народ. Эти тяжкие времена прошли. Но можно ли сказать, что в ту пору Покров Пресвятой Богородицы не покрывал тех, кто верил в Ее силу, кто обращал к Ней свою молитву, кто во имя веры в Ее Сына восходил на Голгофу, проходил через все мучения, лишался жизни? Конечно, этот Покров оставался. Он не простирался над всеми, защищая всю страну и народ, но он простирался над теми, кто в самых тяжких обстоятельствах призывал имя Пречистой Царицы Небесной. Сегодня времена изменились. Мы наслаждаемся религиозной свободой, многие из тех, кто стоит во главе страны, являются православными людьми. Поддержка духовного возрождения народа становится сегодня важной частью усилий государственной власти. Но разве можем мы сказать, что все пространство, которое мы называем своей канонической территорией, становится пространством Святой Руси? На этом пространстве идет невидимая духовная брань, потому что никогда диавол не смирится с тем, чтобы слово Божие усваивалось людьми и воплощалось в жизнь. Поэтому и Церковь наша земная именуется Церковью воинствующей — потому что участвует в этой брани между добром и злом, между правдой и ложью. Я призываю всех вас иметь остроту духовного зрения, не верить словам, которые выплескиваются в общественное пространство без всяких доказательств. Все те, кто хоть что-то делает сегодня для страны, непременно будут облиты грязью. Но есть очень важное отличие всех тех, кто прямо или косвенно служит диаволу, от тех, кто служит Богу. Если мы служим Богу, то мы находимся с Ним в прямых отношениях, мы обращаемся к Нему с молитвой, мы обращаемся к Нему с верой и надеждой. Тогда Господь приклоняет к нам Свою милость, тогда над нами простирается Покров Пречистой Царицы Небесной, и все эти человеческие страхи и интриги отходят в сторону, потому что нет ничего сильнее, чем Покров Божией Матери и благословение Божие над человеческой жизнью. Вот почему Церковь молится о властях и воинстве, о Патриархе и иерархах. Вот почему Церковь вспоминает в молитвах страждущих, гонимых, всех тех, кто переживает тяжкие обстоятельства жизни, — потому что мы верим, что в ответ на эту молитву совершается то, что мы не видим своими очами, но что видел святой Андрей, взирая на небо в самый страшный, быть может, момент истории Константинополя. Он видел, как в ответ на молитву людей, собравшихся во Влахернском храме, Пречистая Царица Небесная простерла над ними Свой Покров. Из прошлого нужно делать уроки. Про того, кто не делает уроков из прошлого, мы говорим, что это человек немудрый, не умеющий учиться на опыте других. Церковь обладает великой мудростью, потому что она сохраняет историческую память. И памятуя о том, что случилось с нами, будем помнить о том, что Покров Пречистой Царицы Небесной как великая защита и мощная крепость простирается над каждым, кто с глубокой верой и с надеждой обращает к Ней свое сердце. Пусть в центре вашей жизни будет молитва, ясное сознание того, что силой молитвы приклоняется милость Божия и силой молитвы над каждым в отдельности и над всеми нами простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. А наша общая задача заключается в том, что, несмотря на грехи, заблуждения, мы как Церковь должны непрестанно молиться, чтобы Покров Пречистой Царицы Небесной пребывал над всей исторической Русью, над всеми, кто сознательно или, может быть, еще недостаточно сознательно готов принять Божие заступление и Покров Пречистой Царицы Небесной над собой. Верю, что Господь и Матерь Божия услышат наши молитвы. (Патриарх Кирилл)


Воскресенье, 15 октября — Неделя 19-я по Пятидесятнице. Милостивое сердце

Если бы вы знали, как содействует молитве милостивое сердце! Если ты хочешь молиться подлинно, как должно, тебе необходимо стать милостивым человеком. Милостивым в полном значении этого слова. Когда человек скажет кому-нибудь доброе, поддерживающее его слово, сделает какое-либо доброе дело или окажет кому-нибудь милостыню, то его сердце непременно почувствует умиление, которое, в свою очередь, сподвигнет его к молитве. Доказано многими примерами, что когда милостивый человек станет на молитву, молитва его сразу же возносится к Богу, внемлющему ей. И наоборот, как об этом пишет святой Исаак Сирин: «Подвижник немилостивый подобен неплодному дереву». Человек, который не имеет милостивого расположения сердца, похож на древо, не приносящее плода. Этим он хочет сказать, что сколько бы человек не нёс телесных подвигов, как-то – поклоны, посты, бдения, – если сердце его жесткое и немилостивое, сердце его глухо и не движется любовью ко всем людям, он не симпатизирует всем людям, как это делает Бог, – то, как мы уже сказали, делание его остаётся без плода. Знаете, вот как высоко значение милостыни, как об этом пишут отцы Церкви: «Милостыня даже без других добродетелей может спасти человека». И ещё, нечто большее: «Человек милостивый уподобляется Самому Богу». Как вы думаете, почему? Потому, что Господь безгранично милостивый. Когда священник служит литургию, в конце ектении он произносит возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и тебе Славу воссылаем». Видите, одно из свойств Бога – милость. Вот и человек милостивый уподобляется Богу, а Бог, в свою очередь, не может не наделить такого человека Своей благодатью. Действительно, тот человек, у которого есть такое милостивое расположение сердца, если он правильно «стоит» перед Богом, с дерзновением, – он неким мистическим образом защищает человека обижаемого и притесняемого, такой человек уподобляется по своим свойствам души Богу. У человека милостивого сердце подобно благовонному жертвеннику, на котором приносится благоприятная жертва Богу. Поэтому отцы Церкви, говоря о Страшном Суде, подчеркивают, что Господь не сказал: если будете поститься, или бдеть, или жить в чистоте, или ещё о каком-нибудь подвиге. Но что сказал Господь? Сказал: наг был и вы одели Меня, странен был, и вы приютили Меня, болен был, и вы посетили Меня, и т.д. (ср. Мф. 25, 35 – 36) Чтобы показать, что плод духовной борьбы состоит в том, чтобы приобрести милостивое сердце. В этом случае наше сердце становится похожим на «сердце» Бога. Если же так не произойдёт, это означает, что в нашей духовной жизни что-то идёт не так. Если ты постишься, бдишь, подвизаешься, изучаешь Священное Писание, исполняешь Божественные заповеди, а сердце твоё остаётся немилостивым к другому человеку, если ты жесткий, и сердце твоё не умиляется и не сочувствует при виде страдающего человека, значит, тебе предстоит ещё очень много работать над собой. Тебе надо осознать, что, несмотря на твои подвиги, труды, в твоей жизни присутствует нечто, что ожесточает твоё сердце. Нам надо научиться «сокрушить» своё сердце до того, чтобы оно исполнилось милостью ко всей твари. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Святые имели такое милостивое расположение, что их сердце буквально «горело» любовью и милостью ко всему живому: к животным, птицам, к деревьям, к людям и даже к демонам, отступившим от Бога. Вот в таком милостивом сердце, уподобляющемся Богу Отцу, мы все нуждаемся. Такое сердце – верный признак, что человек движется в правильном направлении и духовно работает. Заметьте, Господь сказал в Евангелии: Будьте милосердны, яко Отец ваш Небесный милосерд есть (Лк. 6, 36). Но чтобы приобрести такое сердце, нужен большой труд, надо совокупно трудиться над всеми добродетелями. Например, милостыня, ее практические действия состоят в том, чтобы сделать какой-нибудь добрый поступок по отношению к другому человеку, оказать нуждающимся посильную материальную помощь. В этом состоит первая ступень на духовном восхождении к этой добродетели. Апостол Иаков говорит, что на словах только невозможно оказать милостыню – например, к тебе пришёл нуждающийся брат и говорит, что он голоден, а ты говоришь ему: иди с миром, Бог напитает тебя! (ср. Иак. 2, 15 – 16 ) Такой поступок – большое заблуждение и эгоизм. Человека в таком случае надо не на словах, а на деле накормить. Как можно говорить о Царствии Божьем и не миловать человека? Хорошо, он слушает духовное поучение, но при этом он ещё голоден и жаждет, у него есть какая-то проблема. Святой Серапион, чтобы оказать милостыню, за недостатком средств продал своё единственное Евангелие, говоря при этом: я продаю то, что научило меня ради Христа распродать все и раздать нищим. Конечно, у нас нет такого самоотвержения, но пусть у нас будет хотя бы небольшое, в нашу меру. Будем стараться превзойти самих себя. Святой Иоанн Златоуст постоянно говорил о милостыни, он сказал даже, что милостыня сама по себе может спасти человека. Особенно мы, живущие в миру, не в состоянии нести много подвигов, великие труды, ни бдений совершать, ни посты строгие держать. Мы сейчас немного расслаблены, у нас нет той строгости, которая у нас должна быть. И что же нам остаётся делать? Милостыня, в основном она для нас осталась главной жертвой. И чем же ты жертвуешь? Что ты даёшь другому? То, чем наделил тебя Господь. Не хвались и не думай много о себе. Если Господь решит забрать все это у тебя, в один миг ты можешь всего лишиться. То, что вверил тебе Господь по промыслу Своему, – то и разделяй со своим ближним. То, чем ты обладаешь, – не твоё, Господь тебе это вверил на малое время, и с собой никто в тот мир даже нитки взять не сможет. Ты лишь временный управитель вверенного тебе имущества. Своим богатством вечно ты распоряжаться не сможешь, а только лишь в этой жизни, и то бывает, что Господь по разным причинам забирает богатство у человека. Так что своим имуществом надо распоряжаться правильно. А все, что ты употребил в милостыню, – все это ты обрящешь в Царствии Небесном. Действительно, знайте, что милостыня – это добродетель, помогающая нашей душе легко взойти в Царствие Небесное, как об этом говорят святые отцы. Почему же? Потому, что она делает наше сердце и дух подобным «сердцу» и Духу Милостивого Бога. (Митрополит Лимасольский Афанасий)


По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *