Воскресенье, 8 октября — Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, чудотворца
«…выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лк.5,1-11)
Посмотрите, сколько премудрости в сегодняшнем Евангелии. Первая премудрость заключается в том, что и мы с вами 70 лет жили без Бога. В брак вступали. Но где ваши браки? Зачинали детей. А где эти дети? Не знаем. Многих детей убили — сделали аборты. А тех, кого родили, не знаем где они, потому что нет их с нами в храме. Где наше образование сегодня? На что мы пригодились? И сегодня мы видим, что сами погибаем и природу погубили, детей погубили, и все, что имели, погубили. Вот что такое жизнь без Бога! Вот также Петр. Он всю ночь ловил рыбу. Он знал где ее ловить. Но ничего без Бога не поймал. А когда Бог сказал ему: «Вот здесь закинь сети..», и он закинул сети, то вытащил столько рыбы, что лодки стали тонуть. Обратите внимание на этот момент: «Мы всю ночь трудились…» Симон — профессиональный рыбак, всю ночь трудился. «И ничего не поймали». И вдруг Христос предлагает в ту же воду забросить сети. И Симон улыбнулся, но потом снизошел и закинул сети. «Сделав это, они поймали великое множество рыб, и даже сеть у них прорывалась» (Лк.5,6) Сегодня мы говорим с вами, что мы пришли в Церковь, но Богу не верим еще. Неужели Бог может нас изменить? Неужели Он м нам что-то может дать? Но в Евангелии нам показано, что послушался Петр Господа, закинул сети там, где Он указал, и поймал великое множество рыб. Так происходит и сейчас. Я прошу вас и умоляю, не отчаивайтесь! Поймите, что раньше был у нас другой период жизни, а теперь мы пришли к Богу, и сейчас начинается что-то новое. Что новое? Мы еще простые люди, и нам нужно, чтобы Бог сотворил чудо в этой жизни. Мы заболели. Господи, сотвори чудо, чтобы мы выздоровели. Наш ребенок алкоголик. Господи, сотвори чудо, чтобы он перестал пить. И Петру нужно было чудо. И ученики Господа желали чуда, они ждали, что их Господь станет правителем, а они, Его ученики, займут достойное место при Нем. Но это было в начале. Они еще не понимали, зачем Христос родился на земле и пришел сюда. Они даже спорили между собою, кто из них займет какое место при Христе. Но когда случилась беда, когда Христа арестовали и повели на казнь, ученики разбежались. Они оставили своего Учителя, забыли о Его чудесах. Все забыли из-за страха, потому что они были просто люди. И мы с вами сегодня такие же. Люди, которые 950 лет ходили в храмы нашей Церкви, когда пришли большевики-безбожники и стали разрушать храмы, тоже разбежались. И нам будут испытания. Вы не думайте, что все так просто. Сегодня нам, православным, дано немножко вздохнуть, ходить в храмы. А мы не понимаем этого и думаем, что так будет всегда. Нет, может прийти время, когда все у нас отнимется. И мы будем еще раз проверены, действительно ли мы пришли к Богу, чтобы спастись от греха и власти дьявола. А может, мы пришли в Церковь, чтобы получить чудо? Мы должны с вами знать о цели рождения на земле Христа и Его выходе на проповедь. Помните, самое главное, не внешнее чудо должно быть. Вы можете сколько угодно приходить на исповедь и говорить одно и то же: грешна словом, делом, помышлением. А надо вспоминать свою жизнь с утра до вечера: «Господи, прости меня, обижала мать и отца. Господи, прости меня, досадила мужу. Господи, прости меня, детей называла дураками…» вспоминайте свои злые дела, потому что это наши грехи, и они в нас, внутри. Кто ответит за нас перед Господом? Вы сами ответите за себя. Потому Господь говорит нам: «Не судите!» и еще говорит: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17,21). Загляните внутрь себя. Мы живем одним днем: сегодня мы есть, а завтра от не останется ничего. Апостол Иаков говорит: «Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак.4,14). Поэтому мы сегодня с вами говорим, что апостол Петр прожил как бы три жизни. Первая его жизнь была без Бога, он ловил рыбу и поймать ничего не смог. Вторая его жизнь с Христом. Он ему показал место, где много рыбы. И Петр наловил столько, что лодки не могли выдержать. И еще один момент: ученики ходили с Христом, но думали только о земном, о чудесах, которые видели и которые им хотелось совершать. Но третья жизнь Петра стала совершаться тогда, когда благодать Святого Духа сошла на апостолов, тогда они все поняли. Они поняли Христа и стали жить внутренней жизнью. И даже свои жизни отдали за Христа. И мы с вами знаем, что они пребывают в Царствии Божием. Вот таков путь человека. Помните о трех моментах нашей жизни. Первый момент, когда мы родились от матери. Второе рождение, когда мы родились в купели крещения. Но есть еще третье рождение. Когда душа наша выйдет из тела. И тогда мы все поймем: и жизнь, и цель нашего рождения. Душа выйдет из тела и предстанет Богу такой, какой она прожила всю жизнь. Всегда помните, что сегодняшний день может быть последним в нашей жизни. Кто же в последний день будет осуждать? Наверное, будем говорить только одно: «Прости нас, Господи и помилуй!» (Игумен Августин Анисимов)
9 октября — Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Ни один из апостолов не говорил так бесконечно много о любви, как говорил святой апостол Иоанн Богослов. Он жил дольше всех других апостолов и скончался в возрасте более ста лет. И когда ослабели силы, он вместо длинных проповедей повторял всегда только одну фразу: «Дети, любите друг друга». Его спрашивали: «Отче, почему всегда говоришь ты одну и ту же фразу?» Он отвечал: «Потому что в этих словах содержится все Евангелие, ибо Евангелие есть проповедь святой любви». «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (1Ин.3,15). «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4,20) Вот великие и глубочайшие слова Иоанновы о любви. Любовь к Богу, любовь к ближним; но мира любить не надо, ибо так говорит святой апостол: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2,15). Одно из двух: или человек любит мир с его утехами, с ничтожными радостями, и тогда не любит Бога, или он не любит мира, и тогда ничего не стоят для него все блага и радости нашего мира. Ибо «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2,17). Пребудем же и мы, благодатью Божией, со Христом вовек, стяжав святую любовь. (Святитель Лука Крымский)
«Горит огонь в очах у молодых людей, но льется ровный свет из старческого ока» Виктор Гюго
Мне думается, что я могу говорить с вами не с объективной точки зрения, а просто как старый человек. Проблемы. С которыми человек встречается в пожилом возрасте, коренятся в его прошлом, настоящем и будущем, и мне хотелось бы сказать несколько слов. Прошлое присутствует в нас в виде неразрешенных проблем, и необходимо помнить, что Бог дает нам шанс, настойчиво возвращая к ним в снах, воспоминаниях, а мы ужасаемся, что приходится пережить их заново. Мы не должны отворачиваться от прошлого, нужно взглянуть ему в лицо и поставить перед собой вопрос: «Тот ли я человек, который так поступил или нет? Если я остался прежним, то это не прошлое, это — мое настоящее, и его необходимо изжить тем или другим образом. Есть еще проблема настоящего. В нас должна произойти чрезвычайно важная перемена: нам нужно научиться принимать, что мы больше не способны гореть жарким пламенем, но можем сиять тихим светом. Для окружающих мы можем служить средоточием внутреннего мира, покоя, примирения вместо того, чтобы производить зажигательную энергию, которая побуждает людей к действию. Каждому стареющему человеку нужно сесть и поразмыслить: «На что я способен?» не в смысле кипучей деятельности, потому что, как правило, она представляет печальное зрелище, а в смысле пределов моих возможностей. Порой пожилому человеку можно помочь открыть в себе нечто очень важное: кем он является, даже если он не способен делать то, с чем он или она отлично справлялись в прошлом. Поэтому, если приходится иметь дело с пожилыми людьми, которые считают себя бесполезными, можно сказать: «Нет, есть одна вещь, которую ты можешь делать как никто другой. Ты — моя мать, моя бабушка, мой друг, ты то-то или то-то», чтобы человек понял: в этом его абсолютная и неизменная, несомненная, вечная ценность. И вы увидите, какой заряд надежды и радости это может дать человеку. Есть еще один момент: с возрастом мы все больше начинаем зависеть от других людей из-за того, что оставляют силы. И зачастую, пожилые люди говорят: «Почему я никак не умру? Я не хочу быть обузой для окружающих». И такие слова нельзя оставлять без ответа, потому что эта ситуация безнадежности. Но ты никогда не будешь обузой, если существуют два «если». Первое: если окружающие любят тебя, тогда ты для них не обуза. Ухаживать ласково, заботливо за тем, кого любили всю свою жизнь, — радость и привилегия. И плата за все то, что ты для них сделал. Мать годами заботилась о детях, и теперь их привилегия, и я настаиваю, для детей это — привилегия, заботиться о матери. И второе «если». Если ты стал зависеть от ласки и любви твоего окружения, твоя задача — сделать ситуацию простой и легкой. Нужно научиться принимать с благодарностью то, что тебе дается, и превратить взаимоотношения с окружающими в праздник, а не в наказание для себя и для них. В любом возрасте нужно учиться принимать с благодарностью, принимать великодушно, принимать так, чтобы для ваших близких давать было бы радостью и новой глубиной отношений. (Митрополит Сурожский Антоний)
По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.