Суббота, 10 февраля— Вселенская родительская (мясопустная) суббота
Не всем судил Бог одинаково отойти от земной жизни. Сколько непредвиденных внезапных смертей похищают людей! У всех ли умерших остается на земле кто-либо, чтобы мог молиться о них? Все ли из оставшихся знают важность молитвы для умерших? Вот причины, которые понудили святых Отцев молиться за умерших кроме каждонедельной субботы и в другие дни в году, назначенные для соборной молитвы за всех умерших, не чуждых веры во Христа. Первый из таких родительских вселенских дней есть мясопустная суббота. Почему же для этого избрана сия суббота? Ответ находим в значении сего дня и в значении дня, последующего субботе, т.е. воскресном дне мясопустной недели, в которой Святая Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова и страшного суда; а как живые имеют нужду на страшном суде в милости Божией, то и предваряют сей суд своею милостью к умершим. Вместе с тем, чтобы показать, что мы все находимся в теснейшем союзе любви со всеми членами царства Христова, со Святыми и с умершими несовершенными и со всеми еще пребывающими на земле пребываем в союзе любви, без которой невозможно спасение, не возможен и предлежащий подвиг поста живых. В сей день, как в последний день мира, Церковь приглашает своих членов на общую молитву о всех умерших в вере, от Адама до сего дня, и каждый из присутствующих молится не только о своих родных и близких сердцу, но и о всех вообще христианах в истинной вере скончавшихся. (Монах Митрофан «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти»)
Воскресенье, 11 февраля — Неделя мясопустная, о Страшном Суде
Сегодняшняя притча говорит не столько об ужасе, страхе, который, может и скует льдом наши сердца, или, наоборот, охватит огнем, в котором мы сгорим во мгновение; она говорит о том предстоянии, когда мы увидим, что весь смысл жизни была любовь, и спросим себя: Есть ли во мне хоть капля любви? Принес ли я плод любви? Притча говорит об этом. Притча не говорит, что мы будем оправданы, потому что говорили себе и другим, что мы верим в Бога. Он Сам сказал: в тот день Он нам скажет, что тех из вас, которые не жили по-евангельски, не были Его учениками во всей правде, тех Он за Своих не признает. Но мы, может быть, скажем: Не молились ли мы в Твоих храмах? Не творили ли мы даже чудес Твоим именем? – И Он ответит: Отойдите, делатели неправды… Но на что мы можем тогда надеяться? Притча говорит об этом так ясно, и это можно выразить одним словом: если вы были человечны, тогда вы принадлежите Царству. Если не были человечны, то не принадлежите… Христос не ставит вопросов о вере; Он ставит вопрос о том, было ли в наших сердцах сострадание, умели ли мы видеть страдание вокруг нас и отозваться – или же нет. И если мы Ему отозвались, то мы Ему родные. Но в этой притче есть и другая сторона, еще даже более дивная. Когда Христос говорит тем, кто был полон сострадания: Вы сделали все, что нужно – вы накормили голодного, вы приютили бездомного, вы не постыдились признать за брата того, кто был в тюрьме, — все эти люди скажут: Но когда мы видели Тебя в них? И Христос ответит: Что вы сделали одному из Моих братьев, вы Мне сделали… Не дивно ли подумать, что любовь — как мост, перекинутый над всякой пропастью, что любовь торжествует и выдерживает всякое испытание; что быть человечным – даже не значит видеть в брате образ Божий; достаточно увидеть в нашем ближнем его нужду в сострадании: человека, ничего больше, — и тогда окажется, что мы поступили правильно. (Митрополит Сурожский Антоний)
11 февраля — Заговенье на мясо.
С сегодняшнего дня православные воздерживаются от мяса; есть ли в этом какой-то смысл, кроме подвига и дисциплины? Думаю, что есть. В 9-й главе Книги Бытия есть страшный отрывок. После Потопа Бог говорит Ною: Теперь все твари будут вам в пищу, а вы будете им в страх… Это то взаимоотношение, которое человеческий грех, потеря Бога установили между нами и всем тварным миром. И воздержанием от мяса во время Поста мы свидетельствуем, что мы это понимаем и – о, в какой малой мере! – стремимся искупить. Мы – страх тварного мира, мы разрушаем его, а мы были призваны быть его водителями в славу Божию, в совершенную красоту, которую Бог задумал для всей твари. Поэтому будем помнить, что это не только акт, которым мы стараемся освободиться от порабощенности материальному миру, но и признание нашего греха против мира, что мы сокрушаемся сердцем, и что и Богу, и к миру, к которому мы относимся так беспощадно, мы оборачиваемся с сокрушенным и кающимся сердцем! (Митрополит Сурожский Антоний)
15 февраля — Сретение Господа Нашего Иисуса Христа.
«И исполнишася дние очищения Его, по закону Моисеову вознесоста Его (Иисуса) во Иерусалим, поставиши Его пред Господем» (Лк.2;22) Просты, по-видимому, эти священные слова и говорят, кажется только о том, что когда Божественному Младенцу Иисусу исполнилось сорок дней от рождения, то родители понесли Его в Иерусалим, чтобы посвятить Его Богу. Но в этих словах сокрыта глубокая тайна истинного воспитания и счастья христианского, так как основание счастью каждого человека полагается в его воспитании. Тайна эта состоит в том, чтобы младенца всецело предать Господу и так расположить и ум и сердце его, чтобы и пришедши в возраст он сам себя посвятил Господу. («Училище добродетельной жизни») Таким именно настроением и исполнен был двенадцатилетний Божественный Отрок Иисус, когда, находясь в храме, сказал: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк.2,49) Но подобная любовь не приобретается сразу и без усилий. Нынешний праздник преподает нам урок: пример Богомладенца Христа, бывшего в повиновении у Своих родителей и повиновавшегося закону, которого Он был Творцом, напоминает нам о том, что духовное возрастание должно начинаться с повиновения старшим и подчинения правилам. Не нужно думать, что любовь ко Христу и Его Церкви может беспрепятственно развиваться в душе нашей сама собою. Необходимо понуждать себя к тому, например, чтобы пребывать в молитве; постоянно пребывать в послушании воле Божией, «ходить в законе Господнем». Но хождение это не всегда бывает легким. Указания на эти трудности пути мы можем найти в словах праведного старца Симеона к Божией Матери: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк.2; 34-35). Так и в жизни каждого человека наступает время борьбы между любовью ко Христу и любовью к миру. Да не будет с кем-либо из вас, чтобы, оставив «источник воды живой», вы высекли себе, по словам пророка, «водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2;13). (Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской)
Сретенские свечи
Обычай освящать церковные свечи в день Сретения пришел в Православную церковь в XVII веке. В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской»? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Вода освящается малым чином. Но есть и такое понятие, как освящение воды Великим чином, и делается это только на праздник Крещения Господня, и вода эта называется Великой агиасмой, то есть «великой святыней», и имеет особую силу. Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается исключительно для возжигания во время молитвы. Обычно Сретенскую свечу зажигают в особых случаях при испрашивании помощи Божией в решении жизненных проблем. Церковная практика показывает, что любая молитва к Господу Иисусу Христу, к Божией Матери, или к святым при возжжении и горении Сретенской свечи, имеет особую благодатную силу, и если сопровождается искренней верой молящегося, то приводит к скорому исполнению просимого.
15 февраля — День православной молодежи
Святейший Патриарх Кирилл: Приглашая молодежь к диалогу и используя ее язык, важно не утратить церковную самобытность. В своем докладе на Архиерейском Соборе 29 ноября 2017 года Святейший Патриарх Кирилл, говоря об особенностях миссии среди молодежи, затронул вопрос о границах открытости Церкви. «Каким образом, приглашая молодежь к диалогу, используя ее язык, не утратить церковную самобытность и не поддаться соблазну слепого подражательства модным привычкам? — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви. — Часто говорят, что храмы должны стать домом для молодых людей, что при приходах следует обустраивать помещения, в которых они проводили бы свой досуг. Все это, действительно, уместно. Молодежь подвижна и активна, ей интересны спортивные и интеллектуальные игры, флешмобы и квесты, ее сплачивают испытания сил и воли. Но, организуя подобную деятельность, важно помнить, что не это является главным в нашем служении. Храм станет домом для человека тогда, когда этот человек сроднится с жителями этого дома… — в вере и любви к Богу». «Церковь — это не штаб по организации культурно-массовых мероприятий. Эти мероприятия могут, а в приходах с большим числом молодежи даже должны быть частью приходской жизни. Но в центре жизни христианина любого возраста, молодого или пожилого непременно должны быть Евхаристия и следование Евангельскому слову. Все инициативы, какими бы полезными и важными они ни казались, окажутся действительно ценными в том случае, если, в конечном итоге, будут способствовать устремлению человеческого сердца к Богу». «Какие бы ни использовались инструменты, будь то съезды, летние лагеря или походы, первостепенной является живая пастырская забота о молодежи. Не каждому священнику дан от Бога талант общения с молодыми людьми. Но, наверное, в каждой епархии найдутся один или несколько пастырей, которые сумеют стать для юношей и девушек открытыми собеседниками, будут способны искренне участвовать в их экскурсиях, в посещениях кино или в неформальных встречах, не забывая при этом, что главное — не досуговое времяпрепровождение, а проповедь Христа словом и, более всего, примером», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.