Пятница, 8 июля — Блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев (1228)
Поучение «О супружеской любви и единодушии в семейной жизни»(Из 39-й Беседы св. Иоанна Златоуста )
Размышляя о пользе скорбей, возлюбленные, станем благодушно переносить все случающееся с нами; научимся быть тихими и кроткими ко всем вообще, а в особенности к своим супругам; справедливо ли или несправедливо они будут порицать нас, не будем слишком много обращать на то внимания, а более заботиться об одном, чтобы удалить причины неприятностей и в доме вашем сохранять глубокий мир, чтобы и жена имела обращение свое к мужу и муж от внешних тревог и бурь мог прибегать к ней, как к пристани, и находить всякое утешение. Жена дана ведь мужу на помощь, чтобы муж с ее утешением мог переносить все случающееся с ним в жизни. И если жена будет кроткая и украшена добродетелями, то не только своим сообществом доставит мужу утешение, но и во всем вообще окажет ему великую пользу, все для него облегчая и во всем помогая, не оставляя его и в тяжких испытаниях, но, как искусный кормчий, она своим благоразумием утешит в нем всякую душевную бурю и своим сожитием доставит ему утешение. Живущих в таком союзе супружества ничто в настоящей жизни не может слишком опечаливать, ничто не может нарушить их мирного счастия, потому что, где между мужем и женой господствует единодушие, мир и союз любви, там стекаются все блага, и они (муж и жена) бывают безопасны от всяких злых наветов, ограждены как бы великою и несокрушимою стеною – единодушием о Господе. Это делает их тверже адаманта, крепче железа; это возводит их на высшую ступень доброй славы; это и от Бога привлекает к ним великое благоволение. Будем же, прошу вас, ценить выше всего единодушие, и все будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве сохранялись мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей, и во всех делах будет благопоспешение. Когда мы угождение Богу будем предпочитать всему, то все доброе как бы рекой потечет к нам и мы не будем иметь никаких скорбных чувств, потому что благость Божия все будет ниспосылать нам в изобилии.
Воскресенье, 10 июля — неделя 3-я по Пятидесятнице. «Не заботьтесь…» (Мф.6, 22-23)
При чтении слов Спасителя о том, что можно было бы жить так просто, так беззаботно, если бы душой не печься о пище и питье, а телом — о том, как одеться, два различных чувства борются в нас. С одной стороны, кажется, что да: как бы это было просто, и почему бы так не жить? Почему не сбросить с себя ответственность, почему не сбросить с себя озабоченность, которая нас постоянно мучит?.. А с другой стороны, другое чувство: Да это же невозможно!.. И вот перед нами встает вопрос: неужели сказанное Христом невозможно? Разве то, что Он нам заповедует, не является путем жизни?.. как разрешить эту раздвоенность души? Мне кажется, обратив внимание на те строгие условия, которые перед нами ставит эта свобода. Если мы хотим так жить, как Христос нам говорит: заботиться о Царстве Божием и о правде его, в надежде, что все прочее приложится, то нам надо совершенно изменить все свое отношение к жизни и перестать жить так, как мы живем. Правда Царства Божия заключается в том, чтобы любить Бога всем сердцем своим, всей мыслью, всеми силами, и ближнего своего, как самого себя. Эта правда требует от нас, чтобы в нашей жизни не оставалось НИЧЕГО, что нельзя было бы назвать любовью к Богу и любовью к ближнему. Это значит, что вся наша мысль, все наши силы, все сердце должны нами быть отданы не себе самим, а другому: Богу и ближнему. Это значит, что все. Что у меня есть, все, чем я себя утешаю и радую, — принадлежит Богу и моему ближнему; это значит, что все, чем я пользуюсь сверх необходимости, я отнимаю у Бога и у моего ближнего… если так думать о том, как мы живем, то кто устоит пред судом Божиего Царства, Царства жертвенной, крестной, радостной, спасительной любви? Все, что у меня есть, принадлежит не мне, все, чем я пользуюсь сверх нужды, — я у кого-то отнял, все, что я не отдаю свободной волей, любовью свое, я изымаю, отрываю от чуда Божиего Царства любви… Если так настроиться, то легко было бы жить верой в Бога и милосердием ближнего; потому что это значило бы жить в духовной нищете и в телесной нестяжательности, нам еще даже непостижимой. Вот что стоит за «легкими» словами Христа «Забудьте все — о вас позаботится Отец»… За этим стоит: Заботьтесь только о том, что является Божией заботой, крестной заботой Живого Бога нашего, распятого на Голгофе, и тогда вы войдете в то Царство, где ничего вам не нужно и где все вам даст Господь. (Митрополит Сурожский Антоний)
Вторник, 12 июля — Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67)
Апостол Петр, брат апостола Андрея Первозванного, родился в небольшом палестинском городке Вифсаиде, у него была жена и дети, он кормил семью рыболовством. Однажды, войдя в лодку Петра, Иисус сказал ему: «Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова». Симон (так звали Петра от рождения) ответил Ему: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». И они поймали такое великое множество рыбы, что даже сеть у них прорывалась. Увидев это, Симон-Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный!» Ибо ужас объял его и всех бывших с ним от этого лова рыб. И сказал Симону Иисус: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков». И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. С тех пор Петр неотступно находился при Иисусе, став одним из ближайших учеников Его. Он был очевидцем многих великих чудес Господа, явно указывавших на Христа как на Сына Божия. Когда Иисус спросил учеников, за кого они почитают Его, Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» Вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Петр удостоился видеть на Фаворской горе открытую им славу преображения Господня. Хотя Бог и попустил апостолу Петру впасть в тягчайшее согрешение — трижды отречься от Христа, — но Петр искренне, с горькими слезами раскаялся, и Господь простил его и восстановил его в апостольском достоинстве. Воскреснув из мертвых, Христос явился Петру первому из всех апостолов, а по вознесении Спасителя Петр явился первым проповедником слова Божия. Он прошел с проповедью христианства не только города и селения Святой земли, но и Сирии, Африки, Испании, был в Риме, подкрепляя проповедь бесчисленными знамениями и чудесами и посвящая для новообращенных епископов и священников. Жителей Иерусалима Ананию и жену его Сапфиру Петр умертвил словом за святотатство и ложь Святому Духу. В Иоппии он воскресил умершую девицу Тавиву. И не только руки и слова его были чудодейственны, но и самая тень его подавала исцеления, так что выносили больных на улицы, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила кого-нибудь из них. А когда царь Ирод схватил его и посадил в темницу, сковав двумя цепями, ангел Господень ночью разрешил его от оков и освободил из заключения. Петру принадлежат два соборных послания. С его слов святой Марк написал Евангелие. Апостол Петр был распят вниз головой по приказу императора Нерона.
Павел, прежде крещения называемый Савл, родился в знатной еврейской семье в Малой Азии. Он основательно изучил закон отцов и присоединился к фарисеям. С целью преследования христиан однажды он отправился в Дамаск. Когда же он приближался к городу, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Он спросил: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Я — Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна». Он в трепете и ужасе воскликнул: «Господи! Что повелишь мне делать?» — «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно будет делать». Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел; и привели его за руку в Дамаск. Три дня он не видел, и не ел, и не пил, а только молился. В Дамаске в то время был апостол Анания, которому Господь, явясь в видении, повелел крестить Савла. Анания, возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа». И тот вдруг прозрел; крестившись, исполнился Духа Святого, посвящающего его в апостольское служение, и переименован был из Савла в Павла, и тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Павел был величайшим апостолом Христа и учителем Церкви. За Господа ему довелось перенести множество бед и страданий. В одном из своих посланий он пишет о себе: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти…Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской, много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями. В труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех Церквах». Господь, утешая Своего апостола и укрепляя его на подвиги, показал ему небесное блаженство. Проповедовал Павел в Аравии, Палестине, Малой Азии, Италии и многих других странах, творя силой воскресшего Христа дивные чудеса и знамения. Сохранилось 14 исполненных Духа Святого посланий, входящих в Новый Завет. Павел при императоре Нероне в 67 году был усечен мечом.