Лампада № 78

Суббота, 26 ноября — свт.Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Иоанн Златоуст«Слава Богу за все!» последние слова святителя Иоанна Златоуста.

Началом и концом добродетели служит прославление Бога, которое выражается в любви к Богу и в любви к ближнему, как носителю образа Божия. Это же прославление Бога было началом и концом всей деятельности великого святителя. Все его поучения проникнуты славой Творцу, любовью к Нему и любовью к ближнему, без которой не может быть и любви к Богу.

«Послушай Бога в заповедях, чтобы Он тебя услышал в молитвах» — свт.Иоанн Златоуст


Воскресенье, 27 ноября — неделя 23-я по Пятидесятнице. Притча о милосердном самарянине.

Слово о малом доброделании (Архимандрит Иоанн Крестьянкин)

мил.самарМногие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи и стараться не согрешить в самых маленьких делах. Этот способ самый простой и легкий войти в духовный мир и приблизиться к Богу. У самого входа в религиозную область существует некий «гипноз больших дел» — «надо делать какое-то большое дело – или никакого». И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царствию Божию. «Желающий приблизиться» — тут именно и кроется вся трудность религиозных путей человека. Обычно он хочет войти в Царствие Божие магически чудесно или же по праву, через какой-то подвиг. Ни то, ни другое не есть истинное нахождение высшего мира. Не магически чудесно входит человек к Богу, оставаясь чуждым на земле интересам Царствия Божия, не покупает он ценностей Царствия Божия какими-либо внешними поступками своими. Поступки нужны для доброго привития к человеку жизни высшей, психологии небесной, воли светлой, желания доброго, сердца чистого, любви нелицемерной. Именно через малые, ежедневные поступки это все может привиться и укорениться в человеке. Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на цветок море воды. Можно вылить полстакана, и этого будет достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение. «Истинно, истинно говорю вам, кто напоит одного из малых сих только чашей холодной воды во имя ученика, не потеряет награды своей». В этом слове Господнем – высшее выражение важности малого добра. Стакан воды – это немного. Но Господь добавляет, чтобы его подавали хотя бы «во имя ученика». Это примечательная подробность. Лучшие дела всегда в жизни есть дела во имя Христово. Дух, имя Христово придают всем вещам и поступкам вечную ценность, как бы ни были малы поступки. Во всяком общении человеческом должен непременно быть добрый дух Христов. И это скрытое присутствие духа Божия в простом и хорошем общении человеческом есть та атмосфера «ученичества», о которой говорит Господь. «Во имя ученика» — это самая первая ступень общения с другим человеком во имя Самого Господа Иисуса Христа. И на этой первой ступени добра, о которой Господь сказал, как о подаче стакана воды только «во имя ученика», могут стоять многие. Лучше сказать – все. А также правильно понимать эти слова Христовы – буквально – и стремиться помочь всякому человеку. Оттого я сейчас пою гимн не добру, а его малости. И не только не упрекаю вас, что вы в добре заняты только мелочами и не несете никакого великого самопожертвования, но, наоборот, прошу вас не думать ни о каком великом самопожертвовании и ни в коем случае не пренебрегать в добре мелочами. Пожалуйста, если хотите, приходите в неописуемую ярость по какому-нибудь особенному случаю, но не гневайтесь по мелочам «на брата своего напрасно» (Мф.5,22). Оставьте в стороне все рассуждения: позволительно или непозволительно убивать миллионы людей – попробуйте проявить свое нравственное чувство в пустяке: не убивайте личности вашего ближнего ни разу ни словом, ни намеком, ни жестом. И подавайте, подавайте воду всякому, кто будет нуждаться, — подавайте стакан, наполненный самым простым участием ко всякому человеку, нуждающемуся в нем. Этой воды во всяком месте целые реки – не бойтесь, не оскудеет, почерпните каждому по стакану. Дивный путь «малых дел», пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра – цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел. Оставим большое и трудное, оно для тех, кто любит его, а для нас, еще не полюбивших большого, Господь милостию Своей приготовил, разлил всюду, как воду и воздух, малую любовь.


«Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6,36)

Милосердие внешнее и сердечное.

«Милосердие» надо отличать от внешней благотворительности. В делах благотворительности сердце может и не участвовать, как в делах «милосердия», которые совершаются по велению милующего сердца. При благотворительности благие дела могут совершаться и из-за различных низменных побуждений, т.е. по тщеславию, по гордости – ради самолюбования, чтобы отвязаться от просителя и т.п. В этих случаях один факт «благотворения» еще ничего не говорит о пользе от него душе. Какой может быть взят признак для суждения о том, какие дела милосердия наиболее угодны Богу? Не стоит нам обольщаться, что мы при наших делах благотворительности делаем действительно что-то такое, за что нас надо удостоить Царства Небесного. По закону Моисея (в Ветхом Завете) часть, уделяемая на благотворение, на содержание левиту (священства) равнялась 10% от своего дохода. Очевидно, что в Новом Завете к этому вопросу нельзя подходить так формально. Здесь дело не в проценте, а в том, чтобы христианин стремился к наиболее совершенному выполнению заповедей Господних, и его любящее сердце стремилось к делам милосердия. Преподобный Серафим говорил, что только те дела служат для стяжания душе Духа Святого Божия, которые совершаются человеком ради Христа, т.е. ради исполнения Его воли и Его заповедей. Поэтому помощь ближним должна непременно сопровождаться любовью. Апостол Павел пишет: «Если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13.3). Как говорит преподобный Исаак Сириянин: «Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет деяние твое, и добрым словом утешь скорбь его. Когда сделаешь это, тогда твоя веселость в его сознании побеждает твое деяние, т.е. она выше удовлетворения потребности тела». Знай, что милость твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим. Знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественной милостью непременно должна об руку следовать духовная; ласковое, братское с чистосердечной любовью обращение с ближним: не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. «Давайте и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною, и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк.6,38). Как во всякой добродетели, так и в милосердии надо все же иметь и рассудительность. Апостол Павел пишет: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2Кор.8,13) и «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3,10). Еще апостол Павел дает такое указание: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6,10). Итак, в первую очередь и более всего надо думать о нуждающихся христианах. И хотя Бог милостив ко всем и «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5,45), но, однако, по словам апостола Павла, Бог есть «Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим.4,10). За помощь нуждающимся из верных (праведников) Бог посылает особые награды: «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика; истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф.10,41-42). Подобно молитве и дела милосердия должны совершаться в тайне. Господь говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф.6,1). (Н.Е.Пестов)


28 ноября (последнее воскресенье ноября) — День Матери.

Моя мама.мама 1

П. Синявский. 


Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
мама 2 оМама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг

Обойди по свету:

Мама – самый лучший друг!

Лучше мамы – нету!


По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *