Воскресенье, 9 октября — неделя 16-я по Пятидесятнице. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление 1989)
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоанн: 15, 12)
Мы празднуем сегодня день святого Иоанна Богослова, Апостола любви. И кажется нам, что эта любовь должна быть так возвышена, что она должна нестись на небо, как бы даже не касаясь земли. А вместе с тем, та любовь, о которой говорит тайнозритель Иоанн, — это любовь конкретная, живая. И он настаивает на этом, подчеркивает, что если мы говорим, что любим Бога, но деятельной любовью не любим человека, то мы лжем, ибо мы не можем по праву говорить, что любим невидимого нами Бога, когда реальный человек, чья нужда бросается в глаза, остается нам безразличен. И вот здесь тайна настоящей христианской любви: как бы она ни была возвышена, как бы она не уносила нас к Престолу Господню, она должна быть до конца конкретна и до конца выражена на земле. Если этого нет, то она — мечта, то она — ложь, то ее нет вообще! Вдумаемся в свою любовь: сколько людей вокруг нас, которых мы любим, и сколько людей, будто любимых нами, которые могут пройти мимо нас и забыть о нас- и не охладела бы наша любовь? И сколько таких людей, которые напомнят о себе — и встретят только радость, а не чувство раздражения? Нам рано думать о том, что мы такое малое количество людей любим, а пора задуматься над тем, как мы любим любимых: если эта любовь способна выискивать случай, чтобы проявить себя, если она чуткая — тогда это любовь земная, достойная неба. Иначе — нет. Войдем в себя перед лицом этой красоты любви, которую нам описывает Иоанн, которая явлена в его жизни, которую Христос не только проповедовал, но и явил, вдумаемся в свою любовь и попробуем ЛЮБИТЬ: сначала по-человечески, но по-настоящему, достойно человека, а затем будем постепенно вырастать до того, чтобы любить еще одного человека, и еще лучшей любовью, ширить эту любовь, обнимать все большее и большее количество людей лаской, пониманием и жертвой нашей жизни. И тогда и мы вырастем постепенно до того, чтобы понять, что такое любовь Христова. И в какой-то день и нам, может быть будет дано хоть одного человека, по слову апостола Павла, принять так, как нас принимает Христос! (Митрополит Сурожский Антоний)
Пятница, 14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
«Заступнице Усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего…»
Праздник Покрова стал сердцевиной именно восприятия Марии как Матери, Которой на кресте усыновлено было все человечество, Которая как мать принимает в сердце Свое все наши горести, все страдания, всю безудержную боль нашего земного существования. Веками ощущали, духовным взором видели этот светлый покров над миром и радовались ему и в нем находили помощь и утешение. «Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием..» Тот, кто имел это видение, юродивый нищий Андрей, рассказывал, что видел Божию Матерь, плакавшую о мире. «Богоматерь, — говорил он, — коленопреклоненно молилась. Госпожа и Царица мира плакала о нем…» Много лет спустя на вопрос о смысле этих слез так отвечает в своей проповеди на этот праздник отец Сергий Булгаков, великий русский философ и богослов: «Богоматерь плачет о мире. Что это за тайна? Сам мир плачет о себе ее слезами. Его страдания и скорби суть и Ее печали, его рыдания суть и Ее слезы… Она — Матерь! Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали. Ранится и раздирается материнское сердце, вместе с нами о нас плачет Богоматерь. Будем же знать, Чье сердце мы раним грехами, Чьими слезами омываются наши падения… Возлюбила Русская земля день Покрова Божией Матери. Приклонился душою народ наш к этому явлению, воздвигались храмы по всей земле нашей во имя Покрова Богоматери, и преклонил он колена сердца своего вместе с молящейся коленопреклоненно Богородицей. И ныне в великой скорби своей народ наш осеняет себя Покровом Ее. И ныне — в бедах и скорбях разве не слышит Она стонов и воздыханий, разве не внемлет плачу и рыданию? Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. И сколько бы ни было падений, сколь ни страшна была бы тьма жизни, — этот сияющий образ Матери, Заступницы, Покрова над миром — был с нами, над нами, в нас. (Протоиерей Александр Шмеман)
«Звезда на христианском горизонте»
Алексий (Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника. (Сейчас это Пильнинский район Нижегородской области). По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины.
В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел Ангела, держащего в руках Святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве.
С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал у себя прихожан. Святой Алексий был суров только по отношению к колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям, которые обращались к ним за помощью. Он раздавал бедным все, что оставалось у него после щедрых дарений, из которых он, однако, всегда выделял часть на украшение церкви. Ненавидя праздность – матерь всех пороков, святой, как только появлялось хоть немного времени, шел работать в поле или трудился по дому. Обретя великое дерзновение пред Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости.
Также он сподобился многих видений и откровений. За девять лет до кончины святой Алексий вышел за штат и отстранился от всех приходских и семейных дел, но литургию, как и прежде, служил почти каждый день и богослужений не сокращал, во всем следуя уставу. В последние годы он жил в маленькой келии, единственное окно которой выходило на церковь. Чуждый житейских забот, он всецело посвятил себя молитве.
Все почитали его за великого святого и молитвенника, обладающего даром исцеления. Так, он исцелил девочку из города Курмыша, которая от рождения не могла ходить, и воскресил мальчика из своего прихода горячей молитвой. Отовсюду к святому приводили душевнобольных и одержимых – и все они исцелялись его молитвами.
Преподобный Серафим Саровский питал глубокое почтение к подвижническим трудам святого Божия. Хотя они никогда не встречались, святой Серафим знал о нем благодаря дару прозорливости и говорил так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Когда христиане из тех мест, где жил святой Алексий, приходили к преподобному Серафиму, он отсылал их обратно, смиренно убеждая, что у них есть ревностный заступник пред Господом – отец Алексий, священник из села Бортсурманы.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
В Казанском храме с 4 октября 2016 года по 15 октября 2016 года
пребывают икона исповедника Луки Архиепископа Крымского
с частицей его святых мощей
и икона праведного Алексия Бортсурманского с частицей его святых мощей.
Время посещения:
с 7-00 час по 19-00 час ежедневно.
Ежедневно после Божественной литургии и в 17-00 час пред святынями будет
служиться молебен.