Лампада № 73

Воскресенье, 16 октября — неделя 17-я по Пятидесятнице.

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 31-36.

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

ХристосЗакон, по которому жило ветхозаветное человечество, был достаточно прост. Тот, кто соблюдает заповеди – праведник перед лицом Божиим. Тот, кто их нарушает – грешник. Соответственно, любое нарушение закона должно было быть наказано. И это не только требование естественного нравственного закона, но это требование Бога. Око за око и зуб за зуб – только таким путем виделось возможным преодоление греховности человека и распространения этой греховности вокруг.

В словах Спасителя, которые мы только что слышали, с первого взгляда может показаться преодоление или даже разрушение этого, казалось бы, незыблемого векового закона справедливости. Как же так? Если меня ударяют, я не должен отвечать? Если мне делают зло, я не должен мстить? Если у меня отнимают деньги, или я сам отдаю их взаймы и мне могут их вернуть, я не должен требовать их обратно?

На самом деле Спаситель вовсе не разрушает установленный некогда закон справедливости, но Он преодолевает условность наших человеческих отношений. Ведь если я могу покрыть милостью чужой человеческий грех и этого не делаю, значит я сам раб закона.

Если кратко свести всю суть христианства к одному слову, то этим словом будет не “сила Божия”, не “всемогущество”. Это будет слово “милость”. Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный. И поэтому непротивление злу силой в христианстве проистекает вовсе не из неспособности или нежелания преодолевать это зло. Ничего подобного. Наоборот, мы хотим и мы знаем как надо преодолевать зло, но мы не хотим становиться частичками, которые умножают это зло, пытаясь облепить мелким злом крупное зло.

Христос дал нам прекрасный инструмент для сопротивления злу. Это Его правило – “не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе”. И внимательно вчитываясь, вдумываясь в эти слова Спасителя, становится понятным, что значит на пути распространения зла каждый из нас должен оказаться последней точкой. Точкой, но не ступенькой – для того, чтобы это зло развивалось и приумножалось.

Обижают тебя – терпи. Не возвращают тебе деньги – прости. Поднимается в душе волна праведного гнева перед лицом очевидного греха – успокойся. Потому что каждый из нас – такой же грешник, как и все остальные. Если на каждом из нас зло прекратит свое развитие и распространение, то тогда действительно мы уподобимся Богу в его милости. (Протоиерей Павел Великанов)


Вторник, 18 октября — Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев.


Житие святителя Луки Крымского 

Лука КрымскийСвятитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье аптекаря. В детстве увлекся рисованием, но художником не стал, решив выбрать другую профессию.

В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет на медицинский факультет, из всех учебных предметов он предпочитал анатомию. После окончания университета собирался стать участковым земским врачом, чтобы помогать бедным людям. Но судьба распорядилась иначе. Россия вступила в войну с Японией, и В. Войно-Ясенецкий в 1904 году отправился на Дальний Восток. Там началась практическая деятельность молодого хирурга. Здесь же он встретил Анну Васильевну Ланскую – свою будущую жену. В связи с научными изысканиями по своей специальности через некоторое время Войно-Ясенцкий вернулся в Москву, в клинику известного ученого П. И. Дьяконова. В 1915 году Войно-Ясенецкий выпустил монографию «Региональная анестезия», отмеченную премией Варшавского университета. Чтобы содержать семью Войно-Ясенецкий совмещал научную деятельность с врачебной практикой в разных селах и городах.

В 1917 году семья будущего святителя перебралась в Ташкент, в связи с туберкулезом легких жены Войно-Ясенецкого. После смерти супруги Войно-Ясенецкий полностью ушел в работу, но при этом постоянно посещал церковь, выступал на богословских собраниях. Его речи оказывали большое впечатление на прихожан.

Однажды епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) сказал: «Доктор, вам надо быть священником!», и Валентин Феликсович, не раздумывая, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!». В смутное время святитель не побоялся принять сан и служить Богу. Отец Валентин удачно совмещал священство с деятельностью ученого и хирурга.

В 1923 году священник Валентин принял важное решение стать монахом. Постриг тайно совершил епископ Уфимский Андрей, назвав святителя именем апостола, евангелиста и художника Луки. В том же году святитель стал архиереем.

За свою веру святитель трижды арестовывался и был отправлен в ссылку. Но и там он лечил больных. В 1934 году вышел в свет его научный труд, актуальный и сегодня, «Очерки гнойной хирургии». На издании перед именем автора стоял сан – епископ.

Несмотря на пытки и издевательства во время третьего ареста в 1937 году, епископ Лука сразу после начала войны по просьбе властей стал главным хирургом красноярского эвакуационного госпиталя.

В 1942 году епископ Лука был возведен в сан архиепископа. Служение на Красноярской кафедре он совмещал с напряженной работой хирурга и научной деятельностью. За дополненную работу по гнойной хирургии и работу «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов» он был удостоен Сталинской премии I степени.

На крымскую землю архиепископ прибыл в 1946 году. Здесь его встретили различные проблемы: послевоенная разруха, закрытые храмы, отсутствие священников. Много сил приложил Владыка, чтобы навести порядок в епархии: препятствовал закрытию старых храмов, открывал новые, от священников требовал строгого соблюдения церковных правил, постоянно боролся с ересью сектантства. При этом святитель не оставлял медицинскую практику, консультируя и оперируя в Симферопольском военном госпитале. Владыка обладал бесценным даром: с поразительной точностью ставил диагнозы, а также мог предвидеть будущее. В своем доме (по улице Курчатова, 1) архиепископ бесплатно принимал больных, которые до сих пор с благодарностью вспоминают его. Авторитет Владыки был так высок, что больные во время богослужения пытались дотронуться до его облачения, веря, что одно лишь прикосновение поможет им побороть недуг.

Земная жизнь архиепископа Луки закончилась 11 июня 1961 года, в День Всех Святых, в земле российской просиявших. Он был погребен в Симферополе на кладбище у храма Всех Святых. И после смерти святой Лука продолжал помогать больным: молитва у его могилы, земля и вода, взятые с нее, приносили исцеление.

22 ноября 1995 года решением Синода Украинской Православно Церкви архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. 20 марта 1996 года мощи святителя были торжественно перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор, где они покоятся и поныне, совершая чудеса исцеления. В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к сонму новомучеников и исповедников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *