Воскресенье, 29 января — Неделя 32-я по Пятидесятнице
Поклонение честным веригам апостола Петра.
Почему Церковь особенно выделила вериги (кандалы) апостола Петра? Вериги являются свидетельством страданий апостола, и они являются для нас образцом не только почитания как некоторой святыни, но еще и образцом перенесения страданий. Надо правильно учиться переносить страдания, так, чтобы они приносили духовную пользу. Часто люди страдают и думают, что нужно только перетерпеть, скрипя зубами, тихо превращая в порошок все, что попадется на зубы, и все на этом заканчивается. Мы должны понять, для какой цели нам дано страдание. Именно для какой цели, а не за что. Вопрос «за что?» очень многие задают и на этом ломаются, потому что человек часто не видит, за что, хотя, бывает, соседи все это видят, но человек упорно этого не видит. Но Господь часто и не дает этого увидеть. Почему? Потому что Господь хочет дать нечто новое, а не просто расквитаться за старое. Да, элемент воздаяния есть, но это не главный элемент. Бог абсолютно одинаковыми страданиями может лечить разные беззакония, может учить разным добродетелям. Один человек может заболеть проказой в наказание за какой-то грех, а другой может получить проказу, чтобы победить дьявола, как праведный Иов. А третий может заболеть проказой, чтобы явилась на нем слава Божия, как над прокаженным в Евангелии. Главное то, что страдания могут нас чему-то научить. Это очень важно использовать и надо искать смысл страдания в конкретном случае. Как искать? Углубляясь в слово Божие, углубляясь в молитву, и при этом обязательно набраться терпения. Давайте учиться этому, тогда и наши страдания станут столь же чудотворными, как страдания апостола Петра, бывшего в темнице и при этом победившего грех, дьявола и прославившего Бога через страдания. (Священник Даниил Сысоев)
25 января 2017 года состоялось торжественное открытие XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия».
Пленарное заседание форума возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом на открытии Чтений.
«Рождественские чтения, ставшие за эти годы крупнейшим церковно-общественным и церковно-государственным мероприятием, посвящены на сей раз обсуждению темы, связанной с важной исторической датой.
В этом году исполняется 100 лет событиям, имевшим начало в 1917 году. Мы не ставим перед собою цель подвести некую черту под этим периодом и дать окончательную интерпретацию тому, что произошло в минувшем столетии. Но мы обязаны открыто говорить о том, что послужило причиной тех или иных событий и какими последствиями они обернулись для народов исторической Руси. Именно поэтому тема Чтений — не итоги, а уроки столетия. Важно отметить, что по-прежнему остается актуальной необходимость объективных исследований истории нашего Отечества с 1917-го по 2017 год. Системная, взвешенная оценка причин и последствий произошедших событий необходима. Суждение как об известных деятелях этого периода, так и о людях, вовлеченных в те или иные события по разные стороны баррикад, должно основываться на всестороннем и честном осмыслении их действий. Нравственное осуждение преступлений, совершенных теми или иными лицами, не должно сужать взгляд на события тех лет, исключать возможность объективно оценивать их; тем более, ни в коем случае не следует приуменьшать признание подвигов миллионов наших соотечественников, искренне трудившихся на благо Родины и своего народа в те непростые годы… Милостью Божией преодолев трагические испытания века XX-го, наша Церковь и народ вошли в XXI столетие обновленными и умудренными опытом. Мы призваны усвоить уроки минувшего века, ибо, как справедливо было сказано, без живого желания понять собственное прошлое, у народа не может быть осмысленного пути в будущее. И главный урок, который должен быть вынесен нами из опыта минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество — это, по слову Священного Писания, дом, построенный на песке, падение которого — падение великое (Мф. 7:26–27).» (Из доклада Патриарха Кирилла)
1 февраля — День интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Многая и благая лета!
«Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19,10)
Мы вспоминаем сегодня Закхея-мытаря. Имя «Закхей» значит «праведность», «справедливость»; как несуразно это имя в контексте его жизни, с какой горькой насмешкой, должно быть, люди думали о том, как этот человек назван и как он живет. Но вот пришел какой-то час; и этот человек, чья жизнь была так уродлива, была в таком противоречии с его именем, вдруг оказался лицом к лицу со Спасителем Христом. Он захотел Его видеть и для этого не побоялся подвергнуться насмешкам своих сограждан: человек, вероятно, пожилой, по-земному достойный, богатый, взбирается на дерево, потому что он слишком мал ростом, чтобы через головы других людей увидеть Спасителя. И Спаситель, проходя мимо, как говорит Евангелие, его видит. Разве Он не видел других людей? Конечно, видел! Но в тот момент Христос заглянул в глубины этого человека и увидел, что не напрасно он назван святым именем справедливости. И Он его подозвал к Себе, Он поверил самому святому, что в этом человеке было где-то зарыто – зарыто всей его жизнью. Он вошел в его дом; и когда Закхей вгляделся в своего Спасителя, увидел в Нем полноту человеческого величия, бесконечную крепость и бесконечное милосердие, любовь до креста, жалость и сострадание и вместе с этим неумолимые правду и праведность, — он сломился, годы и годы недостойной жизни вдруг, как пыль разлетелись, и остался перед Христом подлинный человек, способный на покаяние, способный сказать, что если он чем обидел кого бы то ни было – он четверицею ему возвратит; или если он кого-нибудь унизил или оклеветал, — он ему все сполна отдаст. Он поверил во Христа; он поверил в себя самого; он почувствовал, что быть таким, каким он прожил все годы своей жизни, — недостойно, он захотел вырасти в полную меру роста Христова. Что же нам мешает пройти тем же путем? Закхей представляется нам примером человека, который способен преодолеть зло, задерживающее нас на пути жизни. Мы неспособны видеть мир, осиянный благодатью Христа, видеть ближнего своего и путь свой. Но мы еще ослеплены тщеславием, страхом перед судом человеческим. Бога мы не видим, а видим только насмешливые лица людей и читаем на этих лицах осуждение, тогда как часто на них написана жалость и боль о том, что мы так недостойны себя самих. Лицемерный человек, по слову Иоанна Лествичника, это человек, который Бога не боится, а перед людьми дрожит и пресмыкается; разве мы не таковы? Кто из нас, для того, чтобы лицом к лицу предстать перед Христом, способен, как Закхей, поставить себя в такое положение, в котором все его осмеют? Разве мы способны на это? Закхей этого не побоялся; и вот что он нам говорит: не бойся человеческого суда! Не будь ослеплен множеством лиц людей, посмотри на единственный лик – лик Христа, твоего Бога и твоего брата по человечеству, твоего Спасителя; забудь все, вглядись в Него и открой Ему дверь в свою жизнь, в свое сердце, в свой ум! Открой – но дорогой ценой: Закхей не только преодолел страх перед людьми, но дал слово выправить свою жизнь, которое он выполнил, — вот второе его нам наставление. Если мы хотим стать детьми веры, мы должны быть готовы выправить жизнь дорогой ценой, как сделал это Закхей. Вдумаемся же в этот образ и смело приступим к тому, чтобы открыв глаза, увидеть единственное на потребу и стать свободными людьми – не рабами своего страха, не рабами любого человека, который захочет нас взять в плен, не рабами того, что нам принадлежит, чем мы будто обладаем и что на самом деле нами обладает, — и станем свободными, и ступим одним шагом дальше в глубины Царствия Божия, в радость полноты жизни, полноты меры роста Христова. (Митрополит Сурожский Антоний)
5 февраля 2006 г. отошел ко Господу старец Псково-Печерской обители архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
«Христианство – это подвиг жизни, это крестоношение, это труд», — пишет отец Иоанн. Его собственная жизнь была подтверждением этих слов. Он был рукоположен в священный сан в год окончания Великой Отечественной войны, но уже спустя пять лет оказался в заключении. После семи лет лагерей и ссылок отец Иоанн двенадцать лет служил на приходах, и за эти годы его шесть раз перемещали с одного прихода на другой. В 1966 г. он принял постриг от одного из абхазских пустынников и в 1967 г. поступил в Псково-Печерский монастырь. После этого – почти сорок лет подвижнических трудов по духовному окормлению сотен и тысяч православных верующих. Духовная свобода, по словам отца Иоанна, «покупается дорогой ценой страданий». Цену страданий заплатил и сам отец Иоанн. Ему суждено было пройти через тяжелые испытания, но Господь сохранил его жизнь – сохранил для всех нас, чтобы мы порадовались при свете его (Ин.5635). (Иларион, епископ Венский и Австрийский)
«Мир всем вослед Христа грядущим, отныне и до века» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 1991г.)
ОБЪЯВЛЕНИЕ.
С 31 января 2017 г. по 7 февраля 2017 г. в Казанском храме г. Лысково будет пребывать ковчег с частицей святых мощей святителя и чудотворца Николая.
Время посещения с 7-00 час до 19-00 час. Ежедневно пред святыней будет служиться молебен сразу после окончания богослужения и в 17-00 час.
По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.