Лампада № 5 (87)

15 февраля – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

СретениеПраздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм Единородный Божий Сын приносится, чтобы быть поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир не стал. Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую жизнь прожили и Симеон и Анна, и было им обещано, что они не умрут, раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот этот день настал… Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, — сказал Симеон, — ибо видели очи мои спасение Твое… Теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью. Одновременно этот праздник — первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий перворожденный младенец мужского пола в семье приносился Богу и делался собственностью Бога. Это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить рабов своих; и ужас за ужасом постигали египетскую землю. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети. Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей своих любимых младенцев были выведены вы из египетской земли; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в храм. И вот, принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы… Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы Спасителя или Божией Матери. Задумаемся о том, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна. (Митрополит Сурожский Антоний)


 Сретенские свечи

 Обычай освящать церковные свечи в день Сретения пришел в Православную церковь в XVII веке. В наше время обычай освящать свечи на праздник Сретения Господня соблюдается не везде. В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской»? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Вода освящается малым чином. Но есть и такое понятие, как освящение воды Великим чином, и делается это только на праздник Крещения Господня, и вода эта называется Великой агиасмой, то есть «великой святыней», и имеет особую силу.

Применение Сретенских свечей

Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается исключительно для возжигания во время молитвы. Обычно Сретенскую свечу зажигают в особых случаях при испрашивании помощи Божией в решении жизненных проблем: выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, приобретении дома, а также в болезни, скорби. Также есть обычай возжигать эти свечи Великим постом за богослужением: на каноне Андрея Критского, страстных Евангелиях и в Великую субботу. Церковная практика показывает, что любая молитва к Господу Иисусу Христу, к Божией Матери, или к святым при возжжении и горении Сретенской свечи, имеет особую благодатную силу, и если сопровождается искренней верой молящегося, то приводит к скорому исполнению просимого.


Неделя о блудном сыне.

Блудный сынУ одного человека было два сына. Один жил просто: вся его воля сливалась с волей отца. Ему и в голову не могло прийти, как можно не слушаться отца, ведь это отец! Младший сын был иной. Счастье, — думал младший сын, — связано с полной свободой и не может быть без нее. Всякое ограничение свободы закрывает доступ к полному счастью! И помехой этому, как ни странно, -отец… Ну как тут жить, пребывая всегда на глазах собственного отца? И тогда он набрался духу и дерзнул спросить у отца жить отдельно. Отец, как человек мудрый, увидевший бурю смущения в сердце своего сына, не стал удерживать его. Что бы значили все умные слова отца, если сердце отрока воспылало самомнением? Можно, конечно, прикрикнуть на сына и заставить работать на себя; и сын вновь пойдет молча на работу, но при этом внутри озлобившись на отца, который преграждает ему путь к счастью. Для отца, который предвидит страдание сына, важнее будущих физических страданий его — свободная любовь к отцу. И с глубоким вздохом и с болью в глазах отец отпускает сына… навстречу страданиям. Вот оно, долгожданное счастье! Делаю, что хочу! Как мог отец сдерживать его в своем имении и не позволять вкусить такую радость и полноту жизни? Музыка, смех, уверения в преданности, застолья, вино, общение — свобода! Счастье! Но… деньги, на которых все это зиждилось, неожиданно закончились. И сразу обнаружилась странная вещь: у друзей появились свои заботы, девицы почему-то обратили свои прекрасные взоры на других молодых людей, у которых есть деньги. И по сердцу нашего героя пробежал холодок от одиночества и оставленности… Оказывается, окружающим нужны были его деньги, сам же он при всех их уверениях в вечной преданности оказался совсем не нужен! Но сын не стал отчаиваться: он же молодой, здоровый, сильный. Он еще построит свое счастье! Пошел искать и он работу. Но в чужой стране он смог найти только самую малооплачиваемую и неквалифицированную работу — «пасти свиней». И наш герой дошел до такого состояния, когда «был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему». И тут блудный сын все чаще стал вспоминать отца… Именно у свиного корыта, заметим, вспомнил о нем. Сын готов был ради жизни отказаться от наследства и работать на отца уже не как сын, но как наемный работник. Наследство он истратил… Но возникает вопрос: а примет ли отец? Ведь отец вправе обидеться на сына и прогнать его. Он может сказать: ты хотел свободы? Вот и получай свою свободу! Несмотря на это, сын «встал и пошел к отцу своему». Отец, увидав его вдалеке, не смог удержаться на месте и побежал ему навстречу. Сын заплакал: «Прости, отец, я был не прав…» И в ответ сын услышал то, о чем на тот момент он даже помыслить не мог. Отец велел дать ему одежду самую лучшую «и дайте перстень на руку его» — перстень с печатью рода, то есть отец без промедления тут же возвращает сына в права наследства. Вечером возвратился с поля старший сын, уставший, пыльный, голодный. А тут пир! «Он осердился и не хотел войти»: я добросовестно работаю на тебя, и «ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями своими», а здесь пришел твой сын, промотавший целое наследство, да как? «С блудницами!» И ты его так встречаешь? Разве это справедливо? Отец отвечает ему: зачем тебе нужен праздник, когда у тебя каждый день как праздник. Ты всегда с отцом! Ты не знаешь, что такое предательство, полное одиночество. Ты знаешь, что такое мечтать есть из свиного корыта? Нет. Чему ты позавидовал — откормленному теленку, но ведь все мои стада — твои! Быть под защитой сильного отца, каждый день чувствовать на себе его любовь — разве после этого нужно какое-то дополнительное веселие? «А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Из этой простой истории можно вывести несколько жизненных правил: 1. Человек свободен. Бог-Отец попускает человеку уйти от Себя, даже предвидя гибельность его пути. Бог может все! Кроме одного: спасти нас без нашего согласия. 2. Все, что человек имеет: жизнь, чувства, молодость, здоровье и т. п. — все это наследство Отца. Это временный дар для земной жизни. 3. В определенный момент человеку начинает казаться, что он с этим может делать все, что заблагорассудится. Появляется страстное желание уйти от Бога, от Его святых заповедей. 4. Есть в этом мире истинное, единственное счастье для человека и есть иллюзия счастья. Вдали Отца — всегда иллюзия. Такое веселие — всегда временно, и в конце его — разочарование. 5. За горизонтом «красивой жизни» — всегда свиное корыто. Это непреложный жизненный закон. 6. Как часто человек в своей жизни встает перед вопросом: а кому я нужен? Богу-Отцу ты всегда нужен! Оглянись: Он стоит на дороге и ждет тебя. 7. Самое главное в жизни человека — это путь Домой. Наш дом — на Небесах, «ибо один у вас Отец, Который на Небесах». 8. Любой человек грешен, а значит уже не достоин называться Богу сыном. Но у Бога больше любви, чем справедливости. 9.Бог ждет нас всегда. Ждет до последнего. 10. Бог неожиданно даст вам больше, чем вы предполагали! Правда, при одном условии… Это условие — самое главное в притче, когда сын говорит: прости… «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою». Найдем в себе силы сказать эти слова — получим потерянное наследство вновь и навсегда. (Н.А.Лобастов «Путь домой» часть 1)


По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *