Воскресенье, 15 апреля — Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
«Любопытною десницею жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже: созаключенным бо дверем яко вшел еси, с прочими апостолы вопияше Тебе: Господь еси и Бог мой. (кондак)
Когда апостол Фома уверился в Воскресении Христовом, вложив пальцы в Его раны, Христос кротко укорил его: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20,29). Апостол Фома хотел заменить веру знанием. Если бы мы воочию видели, что Бог есть, то не было бы награды за нашу веру. Господь же захотел, чтобы вера была духовным прозрением, внутренним видением человеческого сердца, чтобы человек своей любовью искал Бога. Наша вера является нравственным деянием, потому что она свободна, ибо человек волен определить, с Богом он или без Бога. (Архимандрит Рафаил (Карелин).
Неверие присутствует в истории человечества на протяжении всей его истории. Но вчерашний безбожник может стать горячим в вере человеком. И, может быть, то, что многие от неверия не обращаются к вере, объясняется нашей с вами слабой верой, нашей неспособностью разделять свой опыт веры с другими. Ну вот, допустим, встречаемся мы с неверующими людьми. Можем мы словом и жизнью своей воспламенить их так, чтобы в них вспыхнул огонь веры? Кто-то это делает, а большинство — нет. Поэтому, думая о людях неверующих, мы не осуждать их должны, а молиться о них — о наших неверующих мужьях или женах, о наших неверующих детях или родителях — и все силы полагать на то, чтобы наш опыт веры стал близким и понятным для них и для миллионов других людей.
(Патриарх Кирилл)
Он жив! (В.Науменко)
Тень смерти удержать бессильна в себе Того, Кто жизнь творит —
и в третий день средь тьмы могильной победный клич — «Он жив!» звучит.
Он жив для тех, кто ищет света, кто утомлен земной борьбой;
в воскресшем Агнце Завета Бог примиряет всех с Собой!
Спускаясь в бездну, тени тают, с сердец спадают цепи зла;
спасенный песнь хвалы слагает Тому, в Ком жизнь душа нашла.
Христос Воскрес! — и к новой жизни унылый дух мой воскресил;
Открыл мне путь к святой отчизне и дал источник вечных сил.
Воскрес, чтоб путь мой озарился, как светочем средь мглы густой,
чтоб слабый дух мой не смутился при виде тучи грозовой.
Христос Воскрес! — и я воскресну в тот день, когда вторично к нам
придет во славе Он небесной и нас восхитит к облакам.
Тогда я с радостной хвалою, далек от всех скорбей земных,
сольюсь с ликующей толпою поющих Господу святых!
Вторник, 17 апреля – Радоница. Поминовение усопших.
Сегодня день Пасхального поминовения усопших – Радоница. Этот день установлен специально для того, чтобы каждый верующий православный человек мог порадоваться о Христе Воскресшем вместе со своими почившими близкими и родными: родителями, братьями, сестрами, мужьями, женами, друзьями – со всеми теми, кто был близок нам в нашей земной жизни. Эту радость о Воскресшем Спасителе мы разделяем с умершими в полной уверенности, что души их живы. Все мы составляем единую Церковь: они на Небе – Церковь торжествующую, мы здесь, на земле, — Церковь воинствующую. Не в том смысле, что Церковь человеческими средствами с кем-то борется, а в том, что она посвящает себя борьбе с грехом. И пока существует мир, будет Церковь Христова бороться, будет Церковь Христова служить Тому, Кто пришел в мир не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был, как мы только что слышали из Евангелия от Иоанна (Ин.3,17). (Патриарх Кирилл)
Что такое артос?
Слово артос переводится с греческого как “квасной хлеб” – общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Традиция, связанная с артосом, своеобразная. Ведь у нас есть Евхаристия, мы и на Пасху, и на Светлой седмице причащаемся Святых Христовых Таин. Тем не менее, со временем сложилась традиция: артос освящается на пасхальной Литургии, всю Светлую седмицу стоит в Царских вратах и также напоминает нам о присутствии вместе с нами в храме Самого Воскресшего Христа, который есть Хлеб Жизни. Вот Он нам только-только заповедал совершение Евхаристии, пострадал и воскрес – входя в храм, мы видим артос и вспоминаем об этом. Также всю Светлую седмицу артос берется и на крестный ход. То есть литургическая функция артоса – напоминание. В субботу Светлой Седмицы артос раздают прихожанам.
Откуда пошла традиция употреблять артос?
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Что символизирует артос?
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба – долю Пречистой Матери Господа – в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Как освящают артос?
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.
Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Как хранить и принимать артос?
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами “Христос воскресе!”. («Православие и мир»)
***** Конечно же, нельзя путать артос с Телом и Кровью Христовыми. Это совершенно разные вещи. Святые Дары – самая великая церковная Святыня. Артос же одновременно духовное и телесное средство, подобное антидору, святой воде и просфоре, которое служит для поддержания духовных сил человека в нелегком нашем земном борении-странствии. Дорогие братья и сестры, хочется всем пожелать, чтобы пасхальная радость нас не покидала круглый год. Вспомним преподобного старца Серафима Саровского, приветствовавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И овеществленным выражением этой всеобъемлющей вселенской удивительной радости о Господе Воскресшем как раз является артос. Частичка хлеба, который был принесен нами в дар Богу и который возвращен Господом нам для того, чтобы оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего Воскресения. Иерей Андрей Чиженко