Лампада № 23 (105)

Суббота, 8 июля — Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Ефросинии, Муромских, чудотворцев (1228).          В 15-00 Всенощное бдение


Воскресенье, 9 июля — Неделя 5-я по Пятидесятнице

«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую…» (Мф.8,28)

н 5Сегодняшнее евангельское чтение часто вызывает недоумение. Что все это значит? Два человека представлены здесь: два человека с помраченным умом, загнанные в свою собственную тьму, ушедшие от людей жить в гробах, в область мертвости, где жизни нет, где нет любви — два человека, вырывающиеся из этой области только для того, чтобы принести страх и боль проходящим мимо. И вокруг них — население, которое отозвалось на их внутреннюю трагедию и страшность их жизни отвержением. Старались сначала их схватить и сковать в цепи, но они оказались сильнее цепей. И тогда им дали уйти в эту область одиночества, оставленности, гробовой тьмы. И вот мимо них проходит Христос; и эти люди, встречая Его, ставят Ему вопрос, который как будто оправдывает всю человеческую ненависть, все человеческое отчуждение, которое излилось на них; они, встречая Христа, говорят: Что нам и Тебе? Зачем Ты пришел нас мучить до времени? И слышавшие это могли, по своей справедливости, на это ответить: Вот видишь, Господи, это люди, которые признают в Тебе Бога и Господа и отрицают, что между Тобой и ними есть что-либо общее; люди, которые от Тебя Самого как Бога отрекаются; разве мы не вправе были изгнать их, стать им чужими — разве они не чужды всякому, кто не отрекается от Бога? Но Христос не спутал человека с одержащим его злом. Он сумел не только Божественной благодатью Своей, но опытностью и любовью человеческой Он сумел различить человека-жертву от человеконенавистника дьявола, который овладел им. И бесы молят Его не возвращать их в страшную бездну, а дать им еще время. И Христос по их просьбе посылает их в стадо свиное. Это первое, что нас приводит в недоумение: почему Христос не заковал их в бездне? Почему Он склонился к их просьбе? — Потому что, исполняя эту их просьбу, Он знал, что откроет нечто людям вокруг, которые будут способны что-то понять. Свиньи для еврейского народа значили скверну, евреи не прикасались к ним; и вот, посылая бесов в стадо свиное, Христос воочию показал, к какой области принадлежит бес, к какой области принадлежит зло — к области того, что скверно, к чему нельзя прикоснуться, что надо держать вдали от себя: не человека, а скверну. А второе, что случилось, также ясно показывает людям воочию, что бывает, когда охватит человека зло. Это стадо с крутизны поверглось в море. Море в Ветхом Завете и в Новом Завете — так ясно это видно в рассказе об Ионе — это бездна, это та глубина, из которой нет возврата, это погибель, и погибель безвозвратная. Люди, которые были вокруг, все это могли видеть, могли понять, что эти два человека, которых они отвергли, потому что они были бесами в их глазах, на самом деле были жертвами зла, которых надо было любовью и Божественной силой освободить. Они воочию увидели, к какой области принадлежит зло и куда это зло ведет: в безвозвратную погибель. И что мы видим? Люди пришли и удивлялись, как это бесноватые сидят тихие, с умом просветленным, с озаренным сердцем, с новой жизнью перед ними, как земной, так и небесной, у ног Христа, из благодарности за спасение и освобождение готовые последовать за Ним, куда бы Он ни пошел. И испугались люди… Испугались, как так часто, и раньше и теперь, люди пугаются Бога: Если Он останется посреди нас — что будет? Погибнет все наше имущество? Вторгнется в нашу жизнь новый закон Божий, который не оставляет стоять ничто земное в скверном, жестоком порядке нашей земли, каким мы его создаем? А спасения этих двух людей почти не заметили перед лицом того, какой ценой для них эти люди спаслись; и обернулись ко Христу, и стали Его просить, чтобы Он ушел от их пределов. Как нередко бывает, что в человеческом обществе, в семье, в любой обстановке нам невыносим этот Божественный закон, который прозревает зло — и не ненавидит человека; освобождает пленного от его уз — и любит несчастного до последней жертвы! Вдумаемся в этот случай жизни Христовой и не только постараемся понять мыслью, но поймем сердцем и тогда не скажем вошедшему в чью-то жизнь — а через него и в нашу — Христу: «Отойди, мне страшно!». (Митрополит Сурожский Антоний)


«Любящий свою жену любит самого себя»

П и ФЦерковь во все времена благословляла супружество, так как такой союз был установлен Богом в раю: «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Другое назначение брачного союза — деторождение: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1:28). После грехопадения благословение супружества осталось в силе, однако грех повредил человеческую природу, поэтому брачный союз мужчины и женщины уже не был так прочен, как в раю — человек стал способен на предательство. Апостол Павел в послании к Эфесянам раскрывает апостольское понимание брака как средства, помогающего людям в достижении спасения: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:22-24). Здесь любовь мужчины и женщины в браке становится подобием той жертвенной любви, которой Бог возлюбил мир и ради которой принес Себя в жертву во имя нашего спасения. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Кф.5:28-31). Апостол Павел указывает на подчиненную роль женщины в супружестве, однако это совсем не означает, что положение женщины есть положение униженное: «Творцу не угодно было даровать ей власть, которая подчиняет слабого сильному и действует принудительно, но зато Он даровал ей влияние, которое покоряет и сильного слабому так, что сильный и не замечая этого и подчиняется слабому, не чувствуя стеснения своей свободы… Назначение женщины — быть для мужчины помощницей ему. Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной. Не одна истинная, полная любовь требует этого, а любовь, предпочитающая вечное временному, того же требует и долг справедливости». Таким образом, христианство более высоко ценит брачный союз, чем кто бы то ни было еще. Прот. Иоанн Мейендорф выразил это назначение христианского брака словами: «Христианин призван — уже в том мире — иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства, и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных и естественных побуждений… Брак — это уникальный союз двух существ в любви, … которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только «друг с другом», но и «во Христе».


12 июля — Святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Бог Сердцеведец

петр и павелЧто же, однако, значит, что Господь Иисус Христос избрал Своим первоверховным апостолом Петра, который троекратно отвергся Его во дворе первосвященника Каиафы? Это значит, что Господь Сердцеведец: Он знал, каким безмерным покаянием, какими кровавыми слезами будет до конца жизни заглаживать Петр свое троекратное отречение, знал, что внезапно будет он вскакивать с постели каждую ночь, когда пропоет петух, будет распростираться на земле, будет часами умолять Бога о прощении. И Павлу, бывшему сперва Его врагом, простил Господь Иисус тяжкий грех гонения на Него и на христиан, потому что Господь Сердцеведец знал, что и Павел загладит грех свой многострадальной жизнью и пламенной проповедью своей. Он знал, чем будет Павел, знал, что Павел скажет: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2,20). А мы, не зная сердец человеческих, как часто осуждаем и клеймим презрением и осуждением явных грешников, которые, может быть, слезно покаялись пред Господом и прощены Им. Как часто забываем слова Христовы: Не судите, да не судимы будете (Мф.7,1). Как часто забываем о своих тайных грехах, которые к позору нашему откроет Христос Судия на Страшном Суде пред всеми людьми. Да будут же святые первоверховные апостолы Петр и Павел для нас всегдашними напоминателями о том, что Христос — Бог Сердцеведец и знает не только то, что в сердцах наших, но и то, что может быть в них. (Святитель Лука Крымский)


По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *