Лампада № 25 (107)

Воскресенье, 23 июля — Неделя 7-я по Пятидесятнице

«Принимайте друг друга, как и Христос принял вас» (Рим.15,7)

Прекрасное наставление предлагается, братие и сестры о Господе, в нынешнем апостольском чтении о том единомыслии и единодушии, с какими христиане должны совершать предлежащий им подвиг веры и любви. Много поводов представляет для напоминания о подобном наставлении современная общественная жизнь: люди как бы стараются оттеснить друг друга с лица земли, «угрызают и снедают», по апостолу (Гал.5, 15), друг друга. И вот, как на врачевство против этих душевных недугов указывает святой апостол на любовь Христову. «Принимайте друг друга, — говорит он, — как и Христос принял вас (Рим.15, 7). Это принятие друг друга должно состоять во взаимном терпении и снисхождении. Мы, сильные (почитающие себя таковыми), «должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал (Рим.15, 1-3). Итак, когда видишь недостаток в ближнем, покрой его и не старайся словом осуждения, осмеянием или еще как-либо сделать более явным недостаток брата, чтобы еще более отягчить скорбь последнего; когда чувствуешь в себе гнев и ненависть, рассмотри, не себе ли ты угождаешь, досаждая ближнему, забывая о любви к брату. Ты, который еще так мало видел огорчений в жизни, так мало еще слышал злословий и поношений, воззри на Христа, о Котором написано: «Злословия злословящих Тебя падают на Меня» (Пс.68,10), или еще: «Вместо еже любити Мя, оболгаху Мя, Аз же моляхся, и положиша на Мя злая за благая, и ненависть за возлюбление Мое» (Пс.108, 4-5). Это — высочайший пример любви и терпения. Святой апостол Павел указывает и на источник, откуда должно почерпать силы для подобной любви к людям и для перенесения ненависти с их стороны. Этот источник — Священное Писание: «Все, что написано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15,4). В частности, из Писаний святой апостол указывает на книгу псалмов. Как часто Сам Христос говорил словами псалмов и в них изливал Свою душу! Но и кроме Псалтири ты имеешь священные писания Нового Завета, еще более важные и поучительные. Для тебя Божественная книга Евангелия, в которой как бы на величественной картине изображены дела любви, подвиги и страдания, крестная смерть Лучшего и Несравнимого с прочими из «сынов человеческих». Для тебя учительные послания апостольские, в которых образец совершенной жизни христианской представлен во всей полноте в приложении к разнообразным частным случаям жизни. Между тем не являются ли для многих из нас эти книги совершенно неизвестными, как бы «сокровищем, сокрытым в поле» (Мф.13,44)? Не еще ли более сокровенно для нас содержание книг, употребляемых в Церкви при богослужении, в которых изображены опыты духовной жизни лучших людей, христианских святых, известна ли нам самая история жизни многочисленных святых Церкви? Преподобный Серафим (как и многие другие святые) непрестанно читал Новый Завет, из этого чтения извлек он богатый источник утешения не только для себя, но и для множества людей, приходивших к нему. И вы, когда соберетесь совершать среди скорбей жизни дело Христово, не должны ли сами прежде просветить этим словом око души своей и научиться находить в этом слове источник утешения среди скорбей жизни, «терпением и утешением из Писаний, по слову апостола, сохраняя (всегда) надежду? (Рим. 15,4) (Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской)


24 июля — Равноап. Ольги, вел. княгини Российской

Жизнь святой Ольги должна быть для нас и судом и вдохновением. Ольга была христианкой за два поколения до Крещения Руси; и никогда не поколебалась; она не робела заявить о том, кто она есть, она провозглашала свою веру в одного, Единого Бога и Спасителя мира. Какой это для нас урок! И потому что она так выстояла, она смогла передать своему внуку Владимиру такое видение мира, которое никогда не поблекло и не дало ему покоя, пока он не нашел ответа. Она раскрыла перед ним новое измерение человечества и пробудила в нем голод по вещам более великим и более святым, чем ложные боги, которых почитал его отец. И потому что она была способна выстоять среди насмешек, ее внук открылся Богу во Христе и своим обращением распахнул сердца миллионов людей и просторы земли Российской господству и воцарению в ней Христа Спасителя. Научимся же от этой женщины, хрупкой и более сильной, чем все мужчины, — как Матерь Божия, бывшая сильнее всякой боязни и всякого колебания; научимся стоять в одиночку и провозглашать нашу веру – не на словах, слова больше никого не убеждают, — но живя по-Божьему, как собственный народ Христов. (Митрополит Антоний Сурожский)


В клировой ведомости Казанской церкви села Лысково Макарьевского уезда за 1916 г. имеются следующие сведения: церковь построена в 1753 году тщанием Преосвященного Льва, епископа Воронежского и Елецкого. Что мы знаем о нем?

lsk30(Продолжение. Начало в № 22 (104))

В сане епископа Владыка находился с 27 мая 1727 г.  по 8 июня 1730 г.  Преосвященный Лев много потрудился по постройке кафедрального Благовещенского собора. Он первый из архипастырей Воронежских устроил «школы для детей священнических и прочих в надежду священства».

  После смерти государя Петра II начались тяжелые дни для Воронежского епископа. На русский престол была избрана Анна Иоанновна, племянница Петра I. Забыв своё русское происхождение, она покровитель-ствовала балтийским немцам, выдвигая их на ведущие государственные посты. В тяжелом угнетенном положении находилось высшее церковное управление при Анне Иоанновне и разделило участь всей России, оказавшейся в руках «двух-трех временщиков и при том не русских по духу. Ни до, ни после Анны ни одно русское правительство не обращалось с духовенством с таким недоверием и с такой безсмысленной жестокостью». В Воронеже 14 февраля 1730 г. был получен манифест об избрании на престол Анны Иоанновны и «чтобы всякого чина люди, как духовного, так воинского и гражданского, Бога благодарили». На следующий день епископ Лев приказал священникам возносить имя «благочестивейшей Великой Княгини Евдокии Феодоровны Лопухиной (не упомянув монашеское имя Евдокии — Елена), царевен и цесаревен и о державе их». Но имя взошедшей на престол Анны Иоанновны не упоминалось. Поступок епископа был прямым и смелым, он, как и архиепископ Георгий (Дашков), сделал ставку на Евдокию Федоровну Лопухину (первую супругу Петра I). С ее именем связывались ожидания на возврат «старины» Московского царства. Когда же Анна Иоанновна утвердилась на престоле, епископу Льву пришлось отвечать по статье политического бунта. В Воронеже в это время вице- губернатором был его давнишний враг Пашков, который допрашивал архиерея. 18 февраля он требовал ответа: будет ли исполнение по манифесту? Владыка отвечал: «церковного поминовения о государе императоре Петре II и о Ее Императорском Величесве молебного торжества без присылки к нему о том особливого точного указа из Синода собою чинить опасен, рассуждая то, что может быть не сделается ли впредь другой какой отмены». Пашков требовал от архиерея, чтобы он без сомнения благодарение Богу учинил немедленно. Епископ Лев на следующий день разослал по епархии указ о поминовении новой Императрицы. В Синод он написал смутное объяснение в надежде, что его защитят его друзья: Георгий (Дашков) и Игнатий (Смола). Они и сделали попытку замять дело, объясняя промедление Льва ссорой между ним и Пашковым. Но главенствующий в Синоде Феофан (Прокопович) не мог быть этим обманут. Он копил обвинительный материал против всей группы и в июле того же 1730 г. начал обвинительное следствие не только против Льва, но и против своих сочленов по Синоду, т.е. против Георгия (Дашкова) и Игнатия (Смолы), виновных в проволочке и сокрытии дела Льва. И 20 сентября 1730 г. Синод постановил послать экстракт дела генералу Ушакову, лишив Льва священного и монашевского чина. 2 октября он был лишен сана, высечен плетьми и сослан с именем Лаврентий в Крестный монастырь Архангельской губернии. Был приказ держать его «за караулом, в келье неисходна, никого к нему не пускать, чернил и бумаги не давать и в церковь ходить под караулом».  Расстрига Лаврентий Юрлов более десяти лет находился в ссылке. Архиепископ Ростовский Георгий (Дашков) и митрополит Коломенский Игнатий (Смола) также были лишены сана и отправлены простыми монахами в монастырь, где и почили. По вступлении на престол императрица Елисавета Петровна признала Льва Юрлова невиновным. «Именным указом Святейшему Синоду 1742 года 22 апреля возложен на него омофор и мантия; велено ему дать и епархию». Но владыка Лев от епархии отказался по слабости здоровья. Ему была назначена пенсия, и настоятельство в московском Знаменском монастыре в Зарядье. Кроме того, он состоял присутствующим в Святейшем Синоде. Возможно, что каменная Спасская церковь в с. Семове, построенная в 1745 году, построена тоже тщанием преосвященного Льва. Сохранилось любопытное письмо Льва от 11 сентября 1743 г. к своим родственникам в с.Семово.  Епископ Лев (Юрлов) скончался 28 января 1755 г. Согласно завещанию погребен в Знаменском монастыре. Сохранилось свидетельство современника, знавшего епископа в 40-50 годах: «Вся Москва очень чтила и уважала его: он был точно истинный святитель и слуга Христов, человек умный и пречестный». 

Исаева Т.С., член общества «Лысковский краевед».

Использованный материал:

Н.А. Комолов «Жизнеописание Льва (Юрлова), епископа Воронежского и Елецкого».

Майков Л. «Лев Юрлов и его письмо к родственникам»


По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *