Лампада № 32 (114)

Воскресенье, 17 сентября — неделя 15-я по Пятидесятнице

Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских, чудотворцев

«Любящий свою жену любит самого себя»

Церковь во все времена благословляла супружество, так как такой союз был установлен Богом в раю: «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Другое назначение брачного союза — деторождение: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1:28). После грехопадения благословение супружества осталось в силе, однако грех повредил человеческую природу, поэтому брачный союз мужчины и женщины уже не был так прочен, как в раю — человек стал способен на предательство. Апостол Павел в послании к Эфесянам раскрывает апостольское понимание брака как средства, помогающего людям в достижении спасения: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:22-24). Здесь любовь мужчины и женщины в браке становится подобием той жертвенной любви, которой Бог возлюбил мир и ради которой принес Себя в жертву во имя нашего спасения. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Кф.5:28-31). Апостол Павел указывает на подчиненную роль женщины в супружестве, однако это совсем не означает, что положение женщины есть положение униженное: «Творцу не угодно было даровать ей власть, которая подчиняет слабого сильному и действует принудительно, но зато Он даровал ей влияние, которое покоряет и сильного слабому так, что сильный и не замечая этого и подчиняется слабому, не чувствуя стеснения своей свободы… Назначение женщины — быть для мужчины помощницей ему. Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной. Не одна истинная, полная любовь требует этого, а любовь, предпочитающая вечное временному, того же требует и долг справедливости». Таким образом, христианство более высоко ценит брачный союз, чем кто бы то ни было еще. Прот. Иоанн Мейендорф выразил это назначение христианского брака словами: «Христианин призван — уже в том мире — иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства, и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных и естественных побуждений… Брак — это уникальный союз двух существ в любви, … которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только «друг с другом», но и «во Христе».


Вторник, 19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Близ Колосс Фригийских находился источник, привлекавший к себе много народа по своей целебности. Один язычник за исцеление своей дочери у источника храм во имя Архистратига Михаила. Другие же язычники, видя, как сей храм привлекает к себе поклонников из среды их. Решились уничтожить и храм и источник. С этой целью они прорыли канал из нагорной реки Ликоса к храму, стоявшему в долине, и по каналу направили воду, которая, устремившись с горы, должна была уничтожить и храм и источник. Но при храме жил преподобный Архипп, с 10-летнего возраста исправляющий должность пономаря. По молитве сего праведника явившийся Архистратиг Михаил ударил жезлом по скале в тот момент, когда вода готова была устремиться на храм. Скала разверзлась, вода устремилась в расселину и, пройдя несколько стадий под землей, опять вышла наружу. Место это названо Хони, то есть излияние воды в пропасть. Не велико было звание преподобного Архиппа, по молитвам которого совершилось чудо в Хонех: он занимал лишь низшую церковную должность пономаря, но смирение и упование на Господа сделали сего малого человека великим в очах Божиих. Смиренные утверждает Господь в славе (Притч.29,23), говорил премудрый Соломон. Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется, учил Сам Иисус Христос. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есть в скорби, изму его и прославлю его (Пс.90,15). Посему желающий духовного совершенства всем наукам должен предпочесть науку смирения. («Училище добродетельной жизни»)


Четверг, 21 сентября — Исповедь, часы, Божественная литургия.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Священное Предание рассказывает, что была «в двенадцати коленах Израиля» некая благочестивая чета — Иоаким и жена его Анна. Иоаким был из рода Давидова, Анна — из рода Ааронова. Их богоугодная жизнь была омрачена одним — за 50 лет совместной жизни Господь не даровал им потомства. А род, не давший «потомства Израилю», подвергался поношению. Это и случилось однажды, когда Иоаким, как обычно, приносил «двойные дары Богу» в «великий день Господень». Священник запретил ему принести дары Господу первому, ибо он «не создал потомства Израилю». В тяжкой скорби ушел Иоаким в пустыню и пребывал там 40 дней и ночей в посте и молитве, плаче о грехах своих, за которые так тяжко наказал его Господь. Жена же его Анна оплакивала свою бездетность в дому своем. Неутешна была беда ее, ибо видела она землю и воды, приносящие плоды Богу, животных и птиц небесных, имеющих потомство по благословению Божию, все и вся, имеющие свой плод и благодарящее Господа. А она не имеет потомства, осмеяна и отторгнута от храма. В горячей молитве изливала она Господу скорбь свою. Господь внял молитве верной рабы Своей, и явился Анне Ангел Господень, и сказал ей, что она зачнет дитя, и о потомстве ее «будут говорить во всем мире». В великой радости благодарила Анна Бога и дала обет отдать рожденное дитя в дар Господу, дабы служило Ему всю свою жизнь. И молитва Иоакима была услышана Богом, и ему было явление Ангела с вестью о даровании будущего потомства. Иоаким «в тот день обрел покой в своем доме». Великие дары принес Иоаким Богу, и был ему знак, что нет на нем греха, и оправданный Иоаким, благодаря Бога за милости Его, стал ждать рождения обетованного дитяти. Прошли положенные месяцы, и родила Анна дочь и сказала: «Возвысилась душа моя в этот день» — и назвала дочь Марией. И был этот день днем благословенным — для родителей, а как оказалось, и для всего Израиля, и для всего человечества, и для всего мира. Ибо с этого началась земная история нашего спасения: «Начало нашего спасения, людие, днесь быть…» (1-я стихира на литии праздничной вечерни).


Пятница, 22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Сегодня, вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благочестивую Дщерь, не оглянемся ли мы на себя? И зададим себе вопрос: в чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящей его на край погибели? Не мы ли — разорители домашней церкви, не мы ли — нарушители старинных правил семейного порядка, не мы ли — отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного? Вслушайтесь в слова, которые сказал великий учитель Церкви Иоанн Златоуст: «Родители, которые пренебрегают воспитывать своих детей по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело ввергают в геенну огненную». Отцы и матери! Одни без детей своих вы спастись не можете — и это надо помнить! Что можем мы ждать от детей, если наша забота о них будет ограничиваться только стремлением накормить и одеть. А кто сделает остальное? Улица? Школа? Так не ограничивайте своего влияния на детей только заботой раз в неделю привести их в церковь и оставить в ней на их же произвол. Нет, это не возродит живой веры. Ваша забота должна состоять в воспитании в детях страха Божия, во внушении им православных понятий, в научении их своим примером, всей жизнью своей. Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Разговаривайте с ним обо всем. Благословляйте детей ежедневно утром и вечером, даже и тогда, когда их нет дома. Вкореняйте в детях обычай чаще ограждать себя крестным знамением. Так надлежит нам учить детей наших сейчас, воспитывая в них высшую нравственность христианскую, чтобы жили они, чтобы живы были мы, и не захлебнулся бы мир окончательно. (Архимандрит Иоанн Крестьянкин)


По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *