Лампада № 42 (124)

Воскресенье, 10 декабря — неделя 27-я по Пятидесятнице

Икона Божией Матери, именуемой «Знамение»

Первое сообщение о чуде, которое свершилось благодаря этому лику Девы Марии, датируется 1170 годом. В те времена под предводительством Андрея Боголюбского, под стены Новгорода пришли князья, чтобы его завоевать. Так стали молиться новгородцы о помощи Господу Богу.

А на третью ночь, Илия, архиепископ новгородский, во сне услышал голос призывающий взять образ Пречистой Девы в церкви Спаса Преображения, и вынести его к городской стене. Была жестокая битва, и одна из вражеских стрел попала прямо в иконописный образ, и все увидели, как из глаз Богородицы потекли слезинки. Это и было знамением Царицы Небесной, и народ, уверовав, победил врагов. В честь Заступницы архиепископ Илия и установил праздник Знамения Богородицы. Традиция сохранилась и по сей день, православные отмечают праздник, в честь почитания чудотворной иконы 10 декабря.

В 1611 году случилось еще одно чудо, связанное с этим ликом Божией Матери. Тогда в Новгород вошли шведы, а в Знаменском соборе в то самое время шло богослужение. Желая завладеть собором, шведы ринулись к нему, но были откинуты назад невидимой силой. Неприятели еще несколько раз пытались приблизиться к собору, но их откидала все та же невидимая сила. Разочаровались шведы и отступили, а вскоре покинули и Новгород.

После всех событий, святой лик Девы Марии находился в Спасо-Преображенской церкви в течение 186 лет, а в 1356 году для него построили особый храм, который и сейчас назван собором Знамения Богородицы. Неоднократно Царица Небесная спасала народ новгородский от бед, и проявляла через образ Свой чудотворения.


«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой честный,

имже показала еси преславное знамение»

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек». Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.
Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней». Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить»


С