Лампада № 135

Воскресенье, 1 апреля — неделя 6-я, ваий, Вербное воскресение. Вход Господень в Иерусалим

«…яко се Царь твой грядет тебе кроток и спасаяй» (стихира праздника)

Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим пред Его страданиями, воспоминаемый ныне Церковью, невольно возбуждает в душе христианина противоположные чувства радости и скорби. Радуется сердце наше при воспоминании о почести и хвалах, возданных народом иудейским Господу Иисусу. Но вместе с тем мы не можем не скорбеть об ожесточении этого народа, который не познал в лице Христа истинного Мессию и вскоре с неистовыми криками: «Распни, распни Его!» — предал на смерть Того, кому кричал «осанна!». Погибельный пример столь быстрой и легкомысленной измены расположения к Спасителю со стороны иудеев да служит нам предостережением! Мы ныне, стоя в храме с древесными ветвями, подобно древним израильтянам, сретаем Господа Иисуса Христа духовно, вознося Ему хвалы и благодарение за великое дело искупления рода человеческого Его вольными страданиями и смертью. Не будем, подобно современным Иисусу Христу иудеям, питать себя обманчивою и своекорыстною надеждою, что наше счастье состоит во временном благополучии и что Господь являет нам Свою любовь только дарами временного довольства. Нет! Господь нередко посещает человека скорбью и самыми тяжкими бедствиями, чтобы испытать и укрепить нашу веру и преданность Его воле. Будем всегда встречать и принимать это посещение Божие с хвалою и благодарением. Не изменим нашей любви к Богу и не возропщем на Него в дни искушений и напастей временных. Возложим упование на Христа и вземше крест, глаголем: «Осанна в вышних!» Осанна, т.е. спасение наше свыше, от Бога, и потому не должно нам полагаться на земные расчеты, но возносить все чувствования своего сердца к небу, откуда мы по обетованию Божию и ждем Спасителя нашего Иисуса Христа, паки имеющего прийти на землю судить живых и мертвых. Иудеи встречали Господа с пальмовыми ветвями, и проходя масличною горою, резали ветви от масличных деревьев, бросали по пути и совлекали с себя одежды, также постилали их по пути. По толкованию святых отцов, финиковые ветви служат знамениями победы и воскресения, масличные ветви означают дела милосердия, совлечение одежд в духовном смысле означают отложение грехов. Соединяя все сии знаменования в одну общую мысль, мы сегодня, держа в руках древесные ветви с горящими свечами, естественно приводимся к мысли о будущей судьбе нашей. Придет время, когда всем нам нужно будет изыти в сретение паки грядущего на землю со славою многою Господа Иисуса Христа и дать Ему отчет о своей жизни. Как мы предстанем пред лицо Его! Можем ли мы непостыдно встретить Христа? Не угас ли светильник веры и любви в сердце нашем? Совлеклись ли мы очерненных рубищ порока и облеклись ли в брачную одежду оправдания? Имеем ли мы дела милосердия? Вот о чем каждый из нас должен помышлять ныне! Путь, которым шел Спаситель, вел Его к страданиям. Кто бы мог подумать при торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим, что этот путь ведет Его прямо на Голгофу, на казнь, что раздававшиеся хвалебные народные возгласы «Осанна» заменятся криками «Распни Его»? Какая поразительная измена славы и счастья земного! Но каким божественным спокойствием озарен был лик Спасителя! Зная, какая измена ожидает Его, Он не удерживал хвалебного восторга народа, — а вполне благодушно, с любовью к неблагодарным людям и всецелым упованием на Бога шел совершить предлежащий Ему подвиг страданий. Взирая на такой пример Господа Иисуса, будем и мы всегда спокойны и благодушны при переменах нашего земного счастья. Не престанем благодарить Господа, дарующего нам радости и не будем унывать, если над нами разразится буря бедствий. Вооружимся мужеством и терпением, возлагая все упование наше на Господа Иисуса Христа, могущего сострадать немощам нашим. Аще кто хощет по Мне ити, говорит Спаситель, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф.16,24). («Поучения на каждый день Великого поста»)


«Да молчит всяка плоть человеча…»

Теперь мы вступили уже на крестный путь Христа. Как идти и что нам делать в дороге, чтобы наш путь не был полон уныния? Ни в какое другое время, как в эту неделю, для христианина так не обязательно самоуглубление. В это время чтения Евангелия невольно охватывают человека завещанием Иисуса Христа: не любить мира, но полюбить Царство Христово. В эту неделю труд усиленной молитвы должен очистить и украсить душу и сделать ее способной к принятию высших внушений неба. На крестном пути нашем ежеминутно должна переноситься наша мысль к страдающему Христу. Сострадая Господу, душа страждет о себе самой. Господа ради оберегитесь, чтобы суета не взяла вас от храма и чтобы эта седмица страстей Христовых не была, подобно прочим седмицам, нескончаемой неделей наших собственных погибельных страстей.

Се Жених грядет! Души благочестивые, идите Ему навстречу… (протоиерей Валентин Амфитеатров)

В страстную седмицу мы вспоминаем о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим.

В Великий Понедельник в богослужении воспоминается ветхозаветный Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а затем прославившийся и тем прообразовавший страдания Спасителя. Вспоминается иссушение Господом бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев. Подобна бесплодной смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном Суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую Среду воспоминается жена-грешница, помазавшая драгоценным миром голову Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие и решился предать Христа иудейским старейшинам за тридцать сребреников. Такой в то время была цена раба.

«А о бедной грешнице, омывшей слезами ноги Его и отершей волосами своими, возлившей на Него драгоценное миро, сказал Господь наш Иисус Христос, что во все времена и во всех народах будет проповедано о том, что сделала она. За что так превознесена несчастная блудница? Только за пламенную любовь ее к Сыну Божьему и за потоки покаянных слез. Поймем же слова Христовы: Милости хочу, а не жертвы. Запомним навсегда, что любовь есть исполнение всего закона. Будем часто прочитывать великий гимн любви в 13 главе 1 Послания Коринфянам апостола Павла. Не забудем никогда о блуднице, сердце которой пламенело горячей любовью ко Христу. Возлюбим же и мы Его, Спасителя нашего, всем сердцем своим, и ближних своих, как самих себя. (Святитель Лука Крымский)

В Великий Четверг воспоминаются четыре важнейшие Евангельские события: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения; умовение Господом ног ученикам Своим, в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

День Великой Пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и перед нашим трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великой Пятницы (служится в четверг вечером) читаются двенадцать Страстных Евангелий. В конце вечерни Великой Пятницы совершается вынос Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб.

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин.3,16). Неужели же думает кто все дело своего спасения возложить на одного Господа, а сам и перстом не хочет коснуться сей тяжести? Пусть спасает Один, как хочет. Спаси Себя и нас.(Лк.23,39) Ах, братие, у Господа столько любви к нам, что Он и это готов бы сделать для нас, если б могла быть от того какая польза для нас. Но нельзя. Скорбьми подобает внити в Царствие. (Деян.14,22)(Святитель Феофан Затворник)

В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во Гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. («Поучения на каждый день Великого поста»)


По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *