Лампада № 143

Суббота, 26 мая — Троицкая родительская суббота.

«Яко не мертвии восхвалят Тя Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе;

но мы, живые, благословим Тя и молим, и жертвы приносим Тебе о душах их»

Тело погибает, но дух человека бессмертен, мы веруем в бессмертие души – это основа христианства. Многие умирают без исповеди, без покаяния, и их души временно будут нуждаться в наших молитвах. Есть весьма действенное средство к облегчению участи умерших. Церковь Святая с незапамятных времен придает огромное значение всем делам милосердия, которые творятся в память усопших. А самое большое значение Церковь придает поминовению усопших во время совершения литургии, когда вынутые на проскомидии частицы просфор за умерших в конце литургии опускаются в чашу с Кровью Христовой, причем священник говорит: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Так разве же бессильна Кровь Христова? Разве не может омыть грехи тех, которых поминаем? Помните эти важнейшие средства; помните, что огромно значение молитвы об упокоении душ ваших умерших; помните, что вы должны творить дела благие, дела милосердия, дела любви в память их. (Святитель Лука Крымский)


Воскресенье, 27 мая — День Святой Троицы. Пятидесятница.

Пятидесятница – день, когда апостолы вышли на проповедь. День, когда группа последователей Христа стала Церковью, о которой Господь сказал: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16,18). Что это значит для нас? Это значит, что жизнь Церкви не прерывалась никогда и в самые сложные времена, и та Церковь, которую мы знаем сегодня, и есть та самая, родившаяся в иерусалимской горнице и с тех пор непрерывно прирастающая тысячами верующих. Другое название праздника – Троица. Почему? Потому что в этот день людям открылась тайна триединства Бога – Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого. Вопреки заблуждению Дух святой – совсем не безликая Божественная энергия, а именно Личность. А вера в Святую Троицу и вместе с тем в Бога единого – основополагающая особенность христианства, не имеющая аналогов в мировых религиях. («Фома»)

«Огнедохновенную примите Духа росу, о чада светообразная церковная!»

В прошлый раз мы, братие, говорили, что вступить в жизнь вечную может только тот, кто познает Бога и посланного Им для спасения мира Господа Иисуса Христа, и что познать Бога может только тот, кто будет любить Его и чрез молитву часто вспоминать о Нем и пребывать в общении с Ним. Теперь же мы должны сказать еще то, что если человек сам только, одними своими силами будет стараться угодить Богу, то он никогда не научится любить Бога от всего сердца. Для этого нужно, чтобы в сердце вселился Дух Святой и очистил его от всякой скверны. Пока не приидет Дух Святой, сердце будет подобно земле иссохшей, долго не орошаемой дождем. И как земля приносит плод после дождя, так и душа каждого человека сделается плодоносною от излияния на нее Святого Духа. Плод же этот Духа Святого, по словам св.апостола Павла, есть добродетели христианские: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5,22-23).


Почему храмы украшают березами?

На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы. Во-вторых, в  тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. . На пяти­десятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.


Понедельник, 28 мая — Седмица 1-я по Пятидесятнице. День Святого Духа.

Церковь кроме вчерашнего праздника установила для особого чествования еще особый день ныне. Этим Она хочет внушить верующим, сколь радостно и велико по своему значению для Церкви сошествие Святого Духа. Сколько трудились люди в течение веков над созиданием всеобщего счастья на земле, и вот видим мы, что по мере того, как блага культуры становятся доступными всем, счастье для людей становится как бы все менее доступным и умножаются, напротив, ненависть, озлобление, отчаяние. Дух же Святой совершил то, что не могли совершить люди: он и апостолов исполнил радостью совершенною, и в мучеников Христовых, терпевших жесточайшие муки, вселял неизреченную радость, вдохновлял славить Христа и молиться за мучителей. Но вспомним слова Господа: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (Быт.6,3). Все более проникаясь стремлением «восстановлять права плоти», — хотя и без того порабощен ею дух многих, — не хотят ли современные люди возвратить на землю настроение современников Ноя, истребленных потопом? Могут ли они сказать о себе, что не приложимы к ним пророческие слова Господа: «Как было в дни Ноя, так будет и в дни Сына человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех ( Лк.17,26-27)? Как ученики Христовы, будем более искать радостей не плоти, а духа, изберем себе не царствие земное, как это свойственно было язычникам, говорившим: «Будем есть, пить и веселиться, пока не умрем!», а Царствие Христово, которое есть не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим.14,17)! (Священномученик Фаддей Успенский)


Смысл дня Святой Троицы

«Пятидесятница — это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей — тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть.

Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное». (Протоиерей Игорь Фомин)


Иван Бунин. Троица

Гудящий благовест к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме;

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,

А в окна ветерок приносит аромат…

Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,

Весенний праздник твой и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей

Принес сюда в дары простые приношенья:

Гирлянды молодых березовых ветвей,

Печали тихий вздох, молитву и смиренье.


Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. (Тропарь)


Богослужение Пятидесятницы

На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей — зеленый.

Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню (по уставу она должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях. Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

На утрене в храмах поют два канона Троицы, оба написаны знаменитыми древними авторами: первый Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.


По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *