Лампада № 144

Воскресенье, 10 июня – Неделя 2-я по Пятидесятнице,

Всех святых, в земле Русской просиявших

В сегодняшний воскресный день мы совершаем память «Всех Святых в земле Российской просиявших». В этот особый день чествования наших соотечественников мы прославляем их подвиги и воспеваем святость. Среди живших в нашей стране просияли преподобные, иерархи, благоверные князья, мученики и священномученики, праведные и Христа ради юродивые, целый сонм святых жен, имена которых известны или не дошли до нас, угодившие Богу словами, делами и самой жизнью. От их имен и Русь получила тезоименитство, стала называться «Святой». В богослужебных гимнах мы воспеваем мудрость князей, незлобие и вольное страдание мучеников, самоотверженное служение Христу юродивых и праведных. Иные наполнили грады и пустыни, иные пошли до краев отечества, иные отправились в другие страны, неся свет апостольской веры, являя собой ангельское житие терпением, подвигами и любовью к Богу. Они отложили житейскую суету, преодолели притяжение к страстным увеселениям, взяли на себя Крест и последовали за Христом. Они не щадили души своей в мире сем, чтобы сохранить ее в жизнь вечную (см. Ин.12:25). И в момент испытания веры от гонителей они предпочли умереть, чтобы пребывать там, где Небесный Отец и Сын Его Иисус Христос. Земля Русская пропитана их кровь, хранит в себе их тела, но души угодников Божиих обитают сейчас на небесах. Как поется за богослужением праздника, ныне «бесчисленный сонм сродников наших предстоит Царю Славы и молебно ходатайствует о нас». Cвятость – это то, что исходит от Бога. Бог свят (Откр.4:8), Он в святости пребывает. Свят Его закон и заповеди, они праведны и добры, как писал апостол Павел (см. Рим. 7:12). Свят Иисус Христос, Сын Божий (Лк.1:35), а от Его Тела — и вся Церковь. В Церкви Дух Святой сообщает святость людям и предметам, которые, проходя по земле, освящают ее своим присутствием. Там, где жили святые люди, получили названия «святых» даже горы, пещеры, острова и озера. Но святость тем отличается от моральности, что она не автономна. Это как минимум отношение двоих: Бога и человека. Человек, называющийся святым, уже как правило является нравственным, но отличается духовным совершенством и близостью к Богу. Святость – это результат жизни человека, который стремиться быть с Богом неразлучно. Как писал апостол Павел: «плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим.6:22). «Жизнь вечная», «Царство Небесное», «святость» – это категории одного порядка. Это понятия объясняющие бытие с Богом. Мы сегодня прославляем тех наших сродников, финалом жизни которых стала святость и на земле и в Отечестве Небесном. Поставим себе вопрос: достижима ли их святость для современного человека? Если слова молитвы Господней «да приидет Царствие Твое» непреложны, и мы верим в них, то – да. Как писал св. Иоанн Кронштадский «когда Бог будет во всех мыслях, желаниях, намерениях, словах и делах человека, тогда приходит, значит, к нему Царствие Божие». Как же это возможно для того, кто должен зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, беспокоиться о порядке в коллективе, контролировать работоспособность техники, выполнять много других задач, которые отнимают время и силы. Невозможно же бросить все, уйти в пустыню, чтобы только думать о Боге? Это не всегда нужно. Бог вездесущен. Как пишет св. Иоанн Кронштадский, Бог усматривается «в мире мысли, в мире деятельности и в мире вещественном». Мы уже рассматриваем Его через окружающий мир как через стекло (см. 1Кор.13:12). Но степень чистоты стекла наших очков зависит от того, насколько мы о Боге помним каждый день и к Нему тянемся. Степень притяжения к Нему, степень восхождения – это и есть мера святости. Видеть Бога «как Он есть» доступно для человека нашего времени. Это мы видим и по подвижникам древности и по современникам, сродникам нашим, русским святым, у Бога прославленным. Они для нас – путеводная нить от земного к Небесному отечеству. «Как спутники, идя по пустыне ночью, взирают на небо и по звездам находят свой путь — так и мы, — писал святитель Иоанн Шанхайский, — должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указал нам путь и привел нас к миру и единству…». Поэтому и мы сегодня просим в молитвах «сродников наших, именованых и безымянных,… небесного Сиона достигших и славу от Бога приемших», да испросят нам, в скорбях сущим, утешение, укрепление падшей веры, единство и единомыслие всех рассеянных по земле русских людей. Иеромонах Ириней (Пиковский)


 

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Международного дня защиты детей

03.06.2018

Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы,

дорогие во Христе братья и сестры!

1 июня отмечается Международный день защиты детей. Эта дата напоминает каждому из нас о необходимости заботы о подрастающем поколении, о тех, кто особенно нуждается в нашей поддержке и чья жизнь зачастую зависит именно от нас.

Господь оставил нам заповедь о любви к ближнему, которой должен руководствоваться всякий христианин, и эта заповедь обязывает нас быть милосердными и чуткими друг ко другу. В добром и внимательном отношении нуждается каждый человек, но более всего — ребенок. Наш долг — заботиться о детях и защищать их, ведь Сам Спаситель говорит: «Кто примет дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18:5).

Сегодня, к сожалению, огромному количеству детей не позволяют даже родиться на свет Божий, и происходит это по злой человеческой воле. Будто не для нас грозным предупреждением звучат слова Христа о том, что если кто навредит одному из малых сих, то лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили во глубине морской (Мф. 18:6).

Ежегодно в нашей стране умерщвляются в материнской утробе сотни тысяч младенцев, что сопоставимо с населением нескольких городов районного значения. Это поистине общенациональная катастрофа — и нравственная, и демографическая. Мы должны делать все возможное, чтобы будущая мать, стоящая перед выбором сохранения или прерывания беременности, все-таки не совершала аборт, а для этого необходимо оказывать психологическую и материальную помощь женщинам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. От того, как мы усвоили Божественный закон любви, как мы откликнулись на чужое горе, насколько последовали завету и примеру Христову, может зависеть чья-то жизнь.

Сегодня я призываю каждого внести посильную лепту в общецерковное дело помощи беременным женщинам, находящимся в трудных обстоятельствах. Будущие мамы должны почувствовать, что они не одиноки, что о них заботятся, что им готовы предоставить приют, обеспечить социальную и психологическую поддержку.

Да будут ваши милостыни угодны Господу и полезны людям.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ


 

В нашем Казанском храме объявлен сбор пожертвований на нужды беременных и женщин с детьми в кризисной ситуации.  Да не оскудеет рука дающего!


 

ЧТО ТАКОЕ ПРАВЕДНОСТЬ В МИРУ?

Вот мирской идеал святости у нас не выработан. Словно в миру и спастись нельзя, а только в черных одеждах, да за каменными стенами в три метра толщиной. А ведь миряне в школах преподают, пожары тушат, больных лечат, книжки пишут и печатают, дома строят, церковными хорами управляют, храмы расписывают. Продолжать можно долго. Таким образом, на повестку дня выходит любопытная задача. Нужно сформулировать для христианского общества, что такое праведность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в обитель. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем. Например, нужно сформулировать идеал мужа и отца. Не только ведь мужчина-монах или мужчина-полководец святы и подражания достойны. А смиренный и двужильный работяга, не пропивающий зарплату, воспитывающий детей да еще и молящийся Богу перед сном разве не свят? А далеко ли многодетная мать ушла от мученицы? Ну ладно, не от мученицы, так хоть от игумении небольшой обители? Как по мне, то еще вопрос – кому тяжелее? Учитель – чем не святая профессия? А доктор в идеале разве не ангел? Умен, добр и вовремя приходит на помощь. Знаю, слишком хорошо знаю, что можно заурчать, заныть, зашипеть в ответ про власти, да про законы, да про нехватку денег. Но власть, законы и деньги именно таковы и не инаковы, что мы все на деньги научились сводить, а смысловые стержни из жизни вынули. Вот у нас при такой дьявольской калькуляции вселенная и рассыпается на составные. Нужно сказать человеку, где он Богу служит, а где он – бытовой сатанист. Нужно объяснить человеку, как к святости стремиться, не меняя прописки, и не меняя пиджак на рясу. Нужно найти и показать человеку живые примеры подлинного и современного христианства. А то мы все вычитываем из старых книг на трудном языке ну очень далекие примеры. А он, человек-современник, никак в толк не возьмет, как эти примеры к себе самому приложить, и как на них жизнь построить. Гораздо больше на Руси было незнаемых святых, нежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить И когда мы сегодня видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно менять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в повседневности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в исполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, которую не задуть, в Литургии, которая служиться не перестанет. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные. Вы же, святые Божии человеки, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам разума отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста.  Протоиерей Андрей Ткачев


 

По материалам православной литературы листок подготовила Старостина Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *